
«Причины конфликтов преданных на высокой и низкой стадиях». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 19 июня 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия
Russian
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж
Причины конфликтов преданных на высокой и низкой стадиях
(19 июня 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия)
Шрила Шридхар Махарадж: Гаура Харибол! Гаура!..
Преданный: Махарадж, когда возникают несогласия или конфликты в среде преданных, что служит их причиной? Почему это происходит?
#00:00:17#
Шрила Шридхар Махарадж: Это зависит от того, о чем идет речь. Когда речь идет о высоких стадиях, то это, возможно, расхождение, различие в реализации, в осознании вызвано внутренней расой. А на низшей стадии конфликты могут быть обусловлены различиями между ними [преданными], соответственно их индивидуальной природе.
#00:00:47#
И различные типы анартх: анартха одного человека влечет в одном направлении, другого — в другом. На низшей стадии расхождения могут быть вызваны этим. В идеальной реальности также присутствуют различия, и не просто различия, расхождения, но вражда: мадхура-раса и ватсалья-раса. Это все уже в йога-майе, но при этом присутствует полнота гармонии, единство и разнообразие, различие. Бхедабхеда.
Преданный: Но это в кришна-самбандхе.
#00:01:37#
Шрила Шридхар Махарадж: Да, если это кришна-самбандха, связь с Кришной, то это хорошо и замечательно, а искаженное отражение — здесь, в этом [материальном] мире.
Преданный: Чем же обусловлено расхождение, различие между преданными?
#00:01:48#
Шрила Шридхар Махарадж: Это зависит от их стадии, от стадии, на которой они находятся. В некоторых случаях это вопрос принципа, в некоторых случаях это вопрос анартхи. Мы должны быть способны распознавать, видеть частности: о чем идет речь в отдельно взятом случае.
#00:02:08#
…‘ла̄бха’, ‘пӯджа̄’, ‘пратиш̣т̣ха̄ди’…[1]
Особенно причиной этих расхождений может служить пратиштха. ‘Ла̄бха’, ‘пӯджа̄’, ‘пратиш̣т̣ха. Могут быть различия соответственно степени этого недостатка — это на низшем уровне, но в высшем измерении также присутствует расхождение и конфликт.
#00:02:35#
ахер ива гатих̣ премн̣ах̣
свабха̄ва-кут̣ила̄ бхавет…[2]
Этот пример Рупы Госвами поясняет многое. Подобно тому как змея естественным образом ползет не по прямой, но извилисто, так же и према, [божественная] любовь, такой природы. Такова ее природа.
#00:02:56#
…ато хетор ахетош́ ча йӯнор ма̄на удан̃чати
Иногда существует причина конфликта, иногда причины нет, но конфликт все равно возникает и должен возникать в высшем измерении, конфликт не только между слугами, но даже [существует] расхождение между Кришной и слугами.
#00:03:19#
Хетор ахетош́ ча — иногда причина есть, иногда причины нет вовсе, но конфликт возникает для того, чтобы обогатить, усилить лилу, и это устраивает йога-майя. Ато хетор — иногда причина есть, а иногда никакой почвы для конфликта нет, но чувство враждебности возникает, и происходит столкновение. Это неизбежным образом есть часть, составляющая лилы.
Харе Кришна!
Гаура Хари! Гаура Хари! Гаура Хари! Гаура Хари!
Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас
1 ↑ ‘Ниш̣иддха̄ча̄ра’, ‘кут̣ӣна̄т̣ӣ’, ‘джӣва-хим̇сана’ / ‘ла̄бха’, ‘пӯджа̄’, ‘пратиш̣т̣ха̄ди’ йата упаш́а̄кха̄-ган̣а — «Вот некоторые из сорняков, растущих вместе с лианой служения в преданности: поведение, недостойное человека, который пытается достичь совершенства; двуличие; убийство животных; стяжательство; стремление к почестям и высокому положению в этом мире. Все это мешает расти лиане бхакти» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.159).
2 ↑ Ахер ива гатих̣ премн̣ах̣ свабха̄ва-кут̣ила̄ бхавет / ато хетор ахетош́ ча йӯнор ма̄на удан̃чати — «Извилисты пути любви, как след змеи. Поэтому любящие порой гневаются друг на друга; иногда тому есть причина, а иногда — нет».
Это цитата из «Уджвала-ниламани» Шрилы Рупы Госвами (Шрингара-бхеда-пракарана, 102). Приводится в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 8.111 и 14.163).
Наверх