
«Несектантская позиция вайшнавов». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. Вечер 12 марта 1997 года. Навадвипа Дхама, Индия. «Простые и сладостные истины» (часть 84)
Russian
Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж
Несектантская позиция вайшнавов
(Вечер 12 марта 1997 года. Навадвипа Дхама, Индия)
(«Простые и сладостные истины», часть 84)
В ИСККОН у нас великое множество друзей.
Когда Гуру Махарадж еще присутствовал в этом мире, шестеро ачарьев ИСККОН пришли к нему, чтобы попросить прощения. Они приняли пыль стоп Гуру Махараджа, и Гуру Махарадж благословил их. Гуру Махарадж простил их — они удачливы. Это было, возможно, в 1987 году. Они приехали сюда и предложили полные дандаваты, они просили прощения и сказали: «Мы совершили серьезную ошибку. Мы здесь, в обществе вашей божественной милости… пожалуйста, простите нас». Эта страница книги перевернута. Временами они были враждебны Гуру Махараджу, но в этой истории поставлена точка.
Гуру Махарадж принял их извинения, но не принял извинения от Нараяна Махараджа. Гуру Махарадж сказал ему: «Вы оскорбили Шрилу Рупу Госвами». Как [и кого] ты оскорбил, так [и у того] ты должен просить прощения — таково правило. «Вы должны просить о прощении Шри Рупу». Но он этого не сделал. И по этой причине я оборвал отношения с Нараяном Махараджем. Я не оскорбляю его и не задеваю, в этом нет необходимости, но я безразличен. Он может быть велик, он может быть незначителен, он может быть толстым, он может быть тощим, мне все равно. Я не имею с ним никаких дел.
Я питаю большое уважение к Джаяпатаке [Махараджу], и почему? Потому что то, что он делает, уникально. Бхактивинод Тхакур хотел установить систему нама-хатты. И почему я питаю такое великое уважение к Браджа-мохини [Диди]? Из-за [организуемой ею] нама-хатты. То, что она делает в университетах, проповедуя там, — это своего рода нама-хатта. Сейчас этой программой занимается Судевика [Диди]. Это подлинная проповедь, реальная проповедь. Возможно, один человек слушает, но неважно, что всего лишь один. Вопрос в самом таком стиле проповеди.
В прошлом я хотел организовать нама-хатту. Тем временем я услышал, что Джаяпатака [Махарадж] уже организовал нама-хатту. Поэтому я подумал, что, поскольку Джаяпатака использует это название, я не должен его использовать. Я могу назвать свою программу иначе, поскольку должен поддерживать его усилия и энтузиазм. Я всячески его за это прославляю. Сейчас его программа нама-хатты знаменита в Бенгалии. Махапрабху говорит: «Повсюду будут воспевать Мое имя»[1]. Сейчас это происходит. Поэтому я очень ему [Джаяпатаке Махараджу] обязан, я могу сказать [так]. То, чего хочет Гуру Махарадж, чего хотят Сарасвати Тхакур и Бхактивинод Тхакур, — эту нама-хатту он организует. Возможно, в этой программе присутствуют изъяны. Возможно, они не вполне следуют правилам и предписаниям. Но в Бенгалии, если ты хочешь что-то организовать, ты не найдешь и одного человека. Такова природа бенгальцев. Они проводят эту программу повсюду. Куда бы я ни отправился, я слышу об их нама-хатте. Я поражаюсь.
Они [представители других миссий] хотят меня «связать», но это не проблема. Сам Кришна готов быть связанным матерью Яшодой. Силой любви они могут это делать.
Я ни в коем случае не сектант. Мне не присущ сектантский дух. Я занимаю кресло [ачарьи после] Гуру Махараджа. Вы видите, как в Пури к нам приходят преданные из всех Матхов. В прошлом году пришло сто тридцать человек (из разных Матхов) на мой день рождения. Это очень хороший симптом для нашего Матха — вайшнавы приходят и счастливо принимают прасадам в нашем Матхе. Это свидетельствует о том, что мы не сектанты. Мы рабы Шрилы Свами Махараджа, Шрилы Гуру Махараджа, Прабхупады Сарасвати Тхакура, Бхактивинода Тхакура — наших Гуру. Таков наш принцип: мы рабы того, кто принадлежит Махапрабху. Поймут они это или нет — их дело, но наши чувства таковы.
В собрании в Соквеле Пушта Кришна [Прабху] (ученик Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады) заявил в присутствии Джаяпатаки [Махараджа] и других: «Я чувствую, что Говинда Махарадж — мой второй Прабхупада». Они были шокированы вначале, не понимая, как он может так говорить, но он все им объяснил. Поэтому в них не родились враждебные чувства. Также Радханатх Свами, который сейчас возглавляет Нью-Вриндаван… я не в силах забыть, какой замечательный прием они устроили нам в Бомбее. Он очень хороший организатор, администратор — я учусь у него организаторскому искусству.
Мы хотим готовить прекрасную пищу для нашего божества. Если вы искусный повар, мы хотим у вас учиться искусству кулинарии. Если у человека есть некое умение, я буду пытаться научиться этому у него. Шрила Шридхар Махарадж говорил: «Мы все ученики». И мы всегда остаемся учениками. Процесс обучения бесконечен. Мы может учиться у всех и каждого.
1 ↑ Пр̣тхивӣте а̄чхе йата нагара̄ди гра̄ма / сарватра прача̄ра хаибе мора на̄ма — «Мое имя будут воспевать во всех городах и селениях» («Шри Чайтанья Бхагавата», Антья-кханда, 4.126).


Наверх