«Говардхан-лила и милость Кришны». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж


Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Говардхан-лила и милость Кришны


Индра приказал ветру, тучам и дождю отправиться и опустошить всю область Гoкулы Вриндавана. «Жители Вриндавана отвергли меня, перестали мне поклоняться, а вместо этого поклоняются той горе, холму Говардхан. Я не могу потерпеть такого оскорбления! Отправляйтесь и сметите их».

По приказу разгневанного Индры, владыки всех тонких стихий, хлынул ливень. Гром, град и сильнейший дождь одновременно обрушились на всю Враджа-мандалу.

Все обитатели Вриндавана крайне опечалились. Горе, скорбь и уныние охватили животных и их защитников — гопалов. Так у беспомощных — женщин, детей и животных Вриндавана — не осталось иного выбора, кроме как принять прибежище в Кришне. Все они взмолились Ему о помощи. Они рыдали: «О Кришна! Что нам теперь делать? Повинуясь Тебе, мы прекратили жертвоприношения Индре, а теперь он, такой мстительный, обрушился на нас со страшной силой! Как нам выжить? Спаси нас, пожалуйста!» Все они обратились к Кришне за защитой. Когда Кришна это увидел, Ему стало их очень жалко. Исполненный милосердия к ним, Он слегка улыбнулся, подумав: «Они все пришли ко Мне за защитой».

Тогда только одной рукой Кришна поднял гору Гoвардхан. Для Него это было совсем легко: лишь одной рукой Он оторвал холм от земли и поднял его, как ребенок берет мячик. Держа эту великую гору, Кришна защищал всех обитателей Гокулы. Мужчины, женщины и дети Вриндавана, пригнав коров и принеся все свое добро, нашли себе убежище под холмом Говардхан.

Все пастушье сообщество получило пристанище под тем холмом. Так, подняв холм Гoвардхан, Кришна защитил обитателей Вриндавана и сокрушил гордыню самого царя небес Индры.

И вот, в этом стихе Нанда Махарадж молит: «Да будет этот Владыка коров нами доволен! Кто Индра в сравнении с Кришной? Кришна — господин Индры. И, тем не менее, Он явился как господин коров: верховная абсолютная истина стала простым пастухом коров. Внешне Он обычный пастушок. Да будет этот Пастушок, в коем сокрыта власть над всей вселенной, нами доволен! Мы хотим поклоняться этому Господу, ставшему скромным царем коров»[1].

Из этого стиха «Шримад-Бхагаватам» можно понять значение игры Господа у Гoвардхана. Здесь также говорится, что, когда враджа-васи поклонялись Ему и совершали жертвоприношение, чтобы Его удовлетворить, они видели холм Говардхан как верховное существо, которое протягивало руки, брало подношения и кормило Себя.

Тогда Кришна показал: «Видите! Вы думали, что холм Гoвардхан — просто груда камней. Но Он живой, Он — верховная божественная личность». В то время Кришна явил Себя как холм Гoвардхан и показал, что это тоже распространение Его «Я».

Согласно авторитетным представлениям нашей традиции, Радха-кунда — это распространение «Я» Шримати Радхарани, а Гoвардхан — распространение «Я» Кришны. Поэтому мы поклоняемся камню с холма Гoвардхан, частице Гиридхари, как самому Кришне. Из этого можно понять, что частица Бесконечного также бесконечна. И, тем не менее, наше обычное видение столь ничтожно, что хотя Гoвардхан-шила — часть Бесконечного, а потому тоже обладает Его природой, для нашего материалистичного зрения это просто камень.

Эта игра показывает, что то, что кажется обычным камнем, может обладать безграничными возможностями. Теория относительности Эйнштейна в самых общих чертах гласит, что любой объект, который мы видим, есть он сам плюс нечто большее. Собственным научным путем он объясняет, что истинная сущность любой вещи включает в себя ее возможности, ее перспективы — она не что-то застывшее.

Реальность не ограничивается тем, что видят и воспринимают наши чувства. Наше восприятие чего-либо, наше суждение о нем обычно узко, в то время как его перспективы, нам неизвестные, могут быть безграничны. Все обладает безграничными возможностями… Мы даже не знаем, какие безграничные возможности могут быть у песчинки! Нам неведомо, что может быть дано простому листочку! Он может казаться ничем не примечательным, но нести в себе бесценные лекарственные свойства.

Часть Бесконечного также обладает Его природой. Говардхан-шила представляет Кришну как владыку и хранителя коров. Гoвардхан хранит в Себе эту мягкую и нежную идею прекрасного Бога. Мы молимся о Его милости, доброте, о том, чтобы Он бросил на нас Свой милосердный взгляд.

(из книги «Любящий поиск заблудшего слуги»)



1  Речь идет о следующем стихе: деве варш̣ати йаджн̃а-виплава-руш̣а̄ ваджра̄сма-варш̣а̄нилаих̣, сӣдат-па̄ла-паш́у-стрий а̄тма-ш́аран̣ам̇ др̣ш̣т̣ва̄нукампй утсмайан / утпа̄т̣йаика-карен̣а ш́аилам абало лӣлоччхилӣндхрам̇ йатха̄, бибхрад гош̣т̣хам апа̄н махендра-мада-бхит прӣйа̄н на индро гава̄м — «Когда жертвоприношение в честь Индры было прервано, он разгневался и наслал на Гокулу проливной дождь, сопровождаемый молниями, громом, сильными ветрами и градом. Все это причинило невыносимые страдания пастухам, их женам и животным. Когда Господь Кришна, сострадательный по природе, увидел, в каком состоянии находятся те, у кого нет иного прибежища, Он широко улыбнулся и одной рукой поднял холм Говардхан, словно ребенок, который поднимает с земли гриб, чтобы поиграть с ним. Так Он спас от гибели всю пастушескую общину. Пусть же Он, Говинда, повелитель коров, растоптавший гордыню Индры, будет доволен нами» («Шримад-Бхагаватам», 10.26.25).




←  Вайшнавы о Шриле Шридхаре Махарадже ·• Архив новостей •· Празднование дня явления Шрилы Шридхара Махараджа. 19 октября 2003 года. Москва  →

Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Говардхан-лила и милость Кришны


Индра приказал ветру, тучам и дождю отправиться и опустошить всю область Гoкулы Вриндавана. «Жители Вриндавана отвергли меня, перестали мне поклоняться, а вместо этого поклоняются той горе, холму Говардхан. Я не могу потерпеть такого оскорбления! Отправляйтесь и сметите их».

По приказу разгневанного Индры, владыки всех тонких стихий, хлынул ливень. Гром, град и сильнейший дождь одновременно обрушились на всю Враджа-мандалу.

Все обитатели Вриндавана крайне опечалились. Горе, скорбь и уныние охватили животных и их защитников — гопалов. Так у беспомощных — женщин, детей и животных Вриндавана — не осталось иного выбора, кроме как принять прибежище в Кришне. Все они взмолились Ему о помощи. Они рыдали: «О Кришна! Что нам теперь делать? Повинуясь Тебе, мы прекратили жертвоприношения Индре, а теперь он, такой мстительный, обрушился на нас со страшной силой! Как нам выжить? Спаси нас, пожалуйста!» Все они обратились к Кришне за защитой. Когда Кришна это увидел, Ему стало их очень жалко. Исполненный милосердия к ним, Он слегка улыбнулся, подумав: «Они все пришли ко Мне за защитой».

Тогда только одной рукой Кришна поднял гору Гoвардхан. Для Него это было совсем легко: лишь одной рукой Он оторвал холм от земли и поднял его, как ребенок берет мячик. Держа эту великую гору, Кришна защищал всех обитателей Гокулы. Мужчины, женщины и дети Вриндавана, пригнав коров и принеся все свое добро, нашли себе убежище под холмом Говардхан.

Все пастушье сообщество получило пристанище под тем холмом. Так, подняв холм Гoвардхан, Кришна защитил обитателей Вриндавана и сокрушил гордыню самого царя небес Индры.

И вот, в этом стихе Нанда Махарадж молит: «Да будет этот Владыка коров нами доволен! Кто Индра в сравнении с Кришной? Кришна — господин Индры. И, тем не менее, Он явился как господин коров: верховная абсолютная истина стала простым пастухом коров. Внешне Он обычный пастушок. Да будет этот Пастушок, в коем сокрыта власть над всей вселенной, нами доволен! Мы хотим поклоняться этому Господу, ставшему скромным царем коров»[1].

Из этого стиха «Шримад-Бхагаватам» можно понять значение игры Господа у Гoвардхана. Здесь также говорится, что, когда враджа-васи поклонялись Ему и совершали жертвоприношение, чтобы Его удовлетворить, они видели холм Говардхан как верховное существо, которое протягивало руки, брало подношения и кормило Себя.

Тогда Кришна показал: «Видите! Вы думали, что холм Гoвардхан — просто груда камней. Но Он живой, Он — верховная божественная личность». В то время Кришна явил Себя как холм Гoвардхан и показал, что это тоже распространение Его «Я».

Согласно авторитетным представлениям нашей традиции, Радха-кунда — это распространение «Я» Шримати Радхарани, а Гoвардхан — распространение «Я» Кришны. Поэтому мы поклоняемся камню с холма Гoвардхан, частице Гиридхари, как самому Кришне. Из этого можно понять, что частица Бесконечного также бесконечна. И, тем не менее, наше обычное видение столь ничтожно, что хотя Гoвардхан-шила — часть Бесконечного, а потому тоже обладает Его природой, для нашего материалистичного зрения это просто камень.

Эта игра показывает, что то, что кажется обычным камнем, может обладать безграничными возможностями. Теория относительности Эйнштейна в самых общих чертах гласит, что любой объект, который мы видим, есть он сам плюс нечто большее. Собственным научным путем он объясняет, что истинная сущность любой вещи включает в себя ее возможности, ее перспективы — она не что-то застывшее.

Реальность не ограничивается тем, что видят и воспринимают наши чувства. Наше восприятие чего-либо, наше суждение о нем обычно узко, в то время как его перспективы, нам неизвестные, могут быть безграничны. Все обладает безграничными возможностями… Мы даже не знаем, какие безграничные возможности могут быть у песчинки! Нам неведомо, что может быть дано простому листочку! Он может казаться ничем не примечательным, но нести в себе бесценные лекарственные свойства.

Часть Бесконечного также обладает Его природой. Говардхан-шила представляет Кришну как владыку и хранителя коров. Гoвардхан хранит в Себе эту мягкую и нежную идею прекрасного Бога. Мы молимся о Его милости, доброте, о том, чтобы Он бросил на нас Свой милосердный взгляд.

(из книги «Любящий поиск заблудшего слуги»)



[1] Речь идет о следующем стихе: деве варш̣ати йаджн̃а-виплава-руш̣а̄ ваджра̄сма-варш̣а̄нилаих̣, сӣдат-па̄ла-паш́у-стрий а̄тма-ш́аран̣ам̇ др̣ш̣т̣ва̄нукампй утсмайан / утпа̄т̣йаика-карен̣а ш́аилам абало лӣлоччхилӣндхрам̇ йатха̄, бибхрад гош̣т̣хам апа̄н махендра-мада-бхит прӣйа̄н на индро гава̄м — «Когда жертвоприношение в честь Индры было прервано, он разгневался и наслал на Гокулу проливной дождь, сопровождаемый молниями, громом, сильными ветрами и градом. Все это причинило невыносимые страдания пастухам, их женам и животным. Когда Господь Кришна, сострадательный по природе, увидел, в каком состоянии находятся те, у кого нет иного прибежища, Он широко улыбнулся и одной рукой поднял холм Говардхан, словно ребенок, который поднимает с земли гриб, чтобы поиграть с ним. Так Он спас от гибели всю пастушескую общину. Пусть же Он, Говинда, повелитель коров, растоптавший гордыню Индры, будет доволен нами» («Шримад-Бхагаватам», 10.26.25).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования