
«Чистое имя Кришны». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж
Russian
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж
Чистое имя Кришны
Святое имя может подействовать, даже если кто-то не сознает его подлинного значения. Это называется намабхаса — тень имени. Она может дать освобождение. Но истинного преданного освобождение не интересует. Он желает войти в царство божественного сознания.
Вайкунтха-нам
Звук и его действие зависят от нашего умонастроения и качества, с которым мы воспеваем, поскольку истинный вайкунтха-нам бесконечен. В том [духовном] мире божественное имя едино с Именуемым. Когда звуковой аспект тождествен изначальному, это называется вайкунтха-намом. В этом мире имя человека может совершенно не соответствовать его облику. Но на Вайкунтхе, в бесконечном мире, свято имя и его Носитель — одно и то же.
Тем не менее, чтобы получить опыт вайкунтха-нама, нужно избегать как нама-апарадхи, оскорблений святого имени, так и намабхасы, его тени. Посредством намабхасы мы освобождаемся от рабства мира, а через нама-апарадху запутываемся в мире майи. Но явить истинное имя, сверхъестественное по природе, обычный физический звук не может.
Чистое имя произносит сердце
Говорится, что единожды произнесенное имя Кришны способно уничтожить больше невежества и грехов, чем у человека может быть. Но каково качество такого имени? Мы можем бесконечно повторять физическое имя Кришны, не получая плода даже одного истинного имени. Между обычным звуком имени, внешним майическим именем, и именем чистым — огромная разница. Чистое имя едино с Кришной и нисходит на наш уровень лишь по Его благодати. Мы не можем его произнести, просто двигая языком и губами. Чистое имя Кришны произносят не губы — его произносит [наше] сердце. А в конце концов оно превосходит сердце и достигает земли Кришны. Когда имя Кришны нисходит, оно сначала проникает в сердце, а оттуда приводит в движение губы и язык. Так произносят святое имя Кришны, кришна-нам.
Божественный звук должен низойти
Когда Кришна в форме звука низводит трансцендентный мир в сердце, а из сердца, овладевая каждым нервом, достигает уст и начинает там танцевать, — это кришна-нам. Почин исходит от трансцендентного мира. Источник того звука — не на физическом уровне. Нужно, чтобы духовный звук низошел в этот мир; он может низойти, но мы не можем свободно подняться в духовное царство. Он [Господь Кришна] — сверхсубъект, мы же по отношению к Нему объекты. Мы не можем покуситься на Его независимость. Лишь с помощью «негативной» силы предания мы можем побудить Высшее положительное [начало] низойти на наш уровень.
Итак, святое имя — не порождение наших чувств. Его можно осознать, только когда мы обращаемся к Нему, исполненные величайшего духа служения. Тогда, быть может, Кришна, привлеченный нашим желанием служить, низойдет по Своей благодати. Тогда Он будет воздействовать Своей силой, порождать трансцендентный звук и танцевать внутри материального плана [бытия]. Таково святое имя, вайкунтха-нам, подлинное имя Кришны. Мы не можем произнести его своими губами. Звук, порожденный нашим телом [языком и губами] или умом, — не Кришна. Кришна независим от любого звука, который мы можем произнести, и тем не менее, поскольку Он повелевает всем, Он может явиться повсюду — в любом образе, на любом уровне, в любом звуке. Это подтверждается в Бхагавад-гите [4.6][1].
Как Кришна действует в материальном мире
Кришна говорит: «Когда Я, посредством Своей внутренней силы, прихожу сюда, то устраняю влияние внешней силы и являюсь везде и всюду». Он отбрасывает материальную волну, в точности как летящий в небе самолет преодолевает влияние атмосферы и ветра. Устраняя воздействие материальных волн, Он является в этот мир благодаря собственной силе. Господь говорит: «У Меня есть личная сила, и посредством нее Я удаляю грубую материальную энергию. Так Я живу и действую в этом мире». Законы материальной природы к Нему неприложимы. Он обладает особой личной силой и с ее помощью преодолевает законы материальной природы и приходит сюда. Посредством личной силы Он делает все, что захочет. Куда бы Он ни пришел, законы материальной природы там устраняются, освобождая для Него путь. Так Он, в форме святого имени, может явиться в царстве звука.
(Из книги «Любящий поиск заблудшего слуги»)
1 ↑ Шри Кришна говорит Арджуне: аджо ’пи санн авйайа̄тма̄, бхӯта̄на̄м ӣш́варо ’пи сан / пракр̣тим̇ сва̄м адхиш̣т̣ха̄йа, самбхава̄мй а̄тма-ма̄йайа̄ — «Знай, что Я неподвластен рождению, смерти и являюсь повелителем всех живых существ. И все же по Своей воле Я нисхожу в этот мир в облике, столь похожем на человеческий, благодаря могуществу Своей духовной энергии».

![]() |
·• Архив новостей •· |
![]() |