
«Тезис, антитезис, синтез». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 1996 год. Москва
Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж
Тезис, антитезис, синтез
(1996 год. Москва. Первый приезд в Россию)
Вопрос: Я читал в книгах Шрилы Шридхара Махараджа, что ученик должен видеть Гуру как проявление Шри Нитьянанды Прабху. Вопрос в том, как практически можно развить такое видение?
#00:02:50#
Шрила Говинда Махарадж: Для того чтобы развить подобное видение, необходима прежде всего вера. Вера — краеугольный камень не только вайшнавизма, но и любой другой религии, будь то христианство или ислам. Необходимо развить веру. Для того чтобы прогрессировать и для того, чтобы обрести подобное видение, нужно прежде всего иметь веру.
#00:03:25#
Господь говорит, что если ты хочешь обрести эту сладость, это очарование, этот экстаз, то прежде всего ты должен иметь веру в это. Конечно, необходимо также смирение и другие качества, но вера стоит на первом месте. Необходима вера в слова таких великих душ, как Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада и Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж. Также необходима вера в гуру-парампару.
#00:04:20#
Вопрос: Скажите, пожалуйста, в чем причина возникновения демонических миров, если Причина всех причин и Начало всех начал — Кришна?
#00:09:28#
Шрила Говинда Махарадж: Всевышний обладает тремя видами энергий: чит-шакти, джива-шакти и майя-шакти. Шакти означает трансцендентные энергии и трансцендентные потенции, а чит-шакти — это проявление непосредственной энергии Господа. Все эти энергии — это энергии Всевышнего. Но чит-шакти — это внутренняя духовная энергия, и те дживы, те живые существа, которые находятся под влиянием этой энергии, пребывают в состоянии вечности, в состоянии блаженства и постоянно заняты разнообразными играми с Господом.
#00:10:18#
По сути дела, девяносто девять процентов всех живых существ пребывает именно там, в том мире, и заняты в бесконечном разнообразии игр Господа. Господь есть Реальность, Высшая Реальность, Прекрасная Реальность, и, если выражаться языком немецкого философа Гегеля: «Реальность существует сама для Себя и сама по Себе». Она не зависит ни от кого и ни от чего. Большая часть живых существ связана с чит-шакти, но помимо этой внутренней энергии есть также майя-шакти. Это иллюзорная энергия Бога, под влиянием которой находится лишь незначительная часть душ. Это следствие того, что душе извечно присуща свобода выбора. Поэтому, когда джива выбирает иллюзорную энергию, она думает о себе как о наслаждающейся. Она думает, что может наслаждаться, и все есть объект ее наслаждения. Так она попадает в иллюзию — материальное рабство.
#00:12:23#
Там, где есть тезис, там присутствует и антитезис. Но в конечном счете все приходит к синтезу. Возможны даже демонические явления. Однако даже те живые существа, которые вели себя демоническим образом, подобны всего лишь актерам, а все происходящее — спектаклю. Это не есть подлинная реальность, а всего лишь представление. Подлинная реальность прекрасна и непостижима. Там, где царствует антитезис, приходит Всевышний, приводит все в гармонию и расчищает площадку для новой прекрасной игры.
#00:15:16#
Когда живые существа, которых Господь очень любит, страдают от каких-либо демонических проявлений, это необходимо, потому что в таком случае сам Господь приходит и вызволяет их из неблагоприятных обстоятельств. Тогда это дает им новое счастье и новую радость. Это то, что Шрила Шридхар Махарадж называл любящим поиском заблудшего слуги. Обусловленные материей живые существа — слуги Господа, забывшие о своем Хозяине, но Он не прекращает искать их для того, чтобы вернуть.
Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Сурья Бандху Дас
Редакторы: Бхуван Сундар Дас,
Сарасвати Деви Даси, Традиш Дас
Наверх