«О сотворении мира». Шрила Бхактивинод Тхакур


Russian

Шрила Бхактивинод Тхакур

О сотворении мира


Бхагаван Шри Хари пронизывает все творение посредством двух Своих качеств: айшварья [великолепие] и вирья [сила]. Силой этих божественных достояний Он творит мир майи с его бесчисленными вселенными. Затем, чтобы поддержать мироздание, Он сам входит в каждую вселенную, принимая образ Вишну, Своего частичного проявления (амша). Следует иметь в виду, что когда Господь распространяет Себя в воплощения, каждое из них — совершенное и полное целое. Об этом говорит «Брихад-араньяка-упанишад» (5.1):

пӯрн̣ам адах̣ пӯрн̣ам идам̇, пӯрн̣а̄т пӯрн̣ам удачйате
пӯрн̣асйа пӯрн̣ам а̄да̄йа, пӯрн̣ам эва̄ваш́иш̣йате

«Пуруша, источник всех распространений (кала или амша) и воплощений (аватара), всесовершенен и полон в самом Себе, и поскольку Он обладает этим абсолютным совершенством, все распространения и аватары, исходящие из Него, также наделены этими качествами. Хотя Пуруша является источником полных и совершенных категорий, сам Он остается неизменным, полным и совершенным».

Поэтому полное целое, Господь Вишну, который входит в эту вселенную и поддерживает ее Своей энергией, есть Сверхдуша, Параматма. Этот Господь Вишну имеет три ипостаси (три функциональные формы): Каранодакашайи Вишну, Кширодакашайи Вишну и Гарбходакашайи Вишну. Причинный океан (карана-джала), известный также как река Вираджа, представляет из себя границу между духовным миром (чит-джагат) и миром материальным (майика-джагат). Возлежа на его водах, Каранодакашайи Вишну (Маха-Вишну), частичное проявление Шри Бхагавана, бросает духовный взгляд на пракрити (майя-деви), которая находится на большом расстоянии от Него, и силой Своего взгляда посвящает ее в процесс творения материальных вселенных. Бхагаван Шри Кришна описывает этот божественный акт в следующем стихе Бхагавад-гиты (9.10):

майа̄дхйакш̣ен̣а пракр̣тих̣, сӯйате са-чара̄чарам
хетуна̄нена каунтейа, джагад випаривартате

«О сын Кунти, по Моей воле и под Моим контролем подчиненная Мне Моя материальная энергия (майя-шакти) создает бесчисленные вселенные, заполняющие космическое пространство, и проявляет на свет все движущиеся и неподвижные живые существа. Повинуясь Моему желанию, она творит и разрушает материальный мир вновь и вновь».

В Ведах («Айтарея-упанишад», 1.1.1) говорится:

са айкшата

«Он (Маха-Вишну) бросил взгляд (на материальную природу)».

Далее в «Айтарея-упанишад» (1.1.2) говорится следующее:

са има̐л лока̄н аср̣джа̄та

«Всевышний создал весь материальный мир после того, как Его взгляд привел в возбуждение творческие механизмы материальной энергии».

Гарбходакашайи Вишну олицетворяет собой силу этого взгляда Каранодакашайи Вишну. Он входит в лоно материальной энергии как Сверхдуша творения. Взгляд Маха-Вишну подобен лучу света, который наполнен крошечными корпускулами, индивидуальными дживами. Затем Господь в образе Кширодакашайи Вишну, известного также как Хираньягарбха, входит в сердце каждой баддха-дживы и пребывает в нем в форме не превышающей размер большого пальца руки.

«Шветашватара-упанишад» (4.6) утверждает:

два̄ супарн̣а̄ сай­уджа̄ сакха̄йа̄х…

«Индивидуальная джива и Параматма располагаются в каждом сердце, подобно двум птицам, сидящим на ветке одного дерева. Одна из этих птиц — Ишвара, дарующая результаты всех действий, другая птица — джива, наслаждающаяся их плодами»[1].

(из книги «Джайва-дхарма»)



1  Два̄ супарн̣а̄ сай­уджа̄ сакха̄йа̄х̣, сама̄нам̇ вр̣кш̣ам̇ париш̣асваджа̄те / тайор анйах̣ пиппалам̇ сва̄дв аттй, анаш́нанн анйо ’бхича̄каш́ӣти (также приводится в «Мундака-упанишад», 3.1.1).




←  Вайшнавизм и гаудия-вайшнавизм ·• Архив новостей •· «Прайоджана — цель, необходимость: любовь к Богу и служение Ему». Шрила Бхактивинод Тхакур  →

Russian

Шрила Бхактивинод Тхакур

О сотворении мира


Бхагаван Шри Хари пронизывает все творение посредством двух Своих качеств: айшварья [великолепие] и вирья [сила]. Силой этих божественных достояний Он творит мир майи с его бесчисленными вселенными. Затем, чтобы поддержать мироздание, Он сам входит в каждую вселенную, принимая образ Вишну, Своего частичного проявления (амша). Следует иметь в виду, что когда Господь распространяет Себя в воплощения, каждое из них — совершенное и полное целое. Об этом говорит «Брихад-араньяка-упанишад» (5.1):

пӯрн̣ам адах̣ пӯрн̣ам идам̇, пӯрн̣а̄т пӯрн̣ам удачйате
пӯрн̣асйа пӯрн̣ам а̄да̄йа, пӯрн̣ам эва̄ваш́иш̣йате

«Пуруша, источник всех распространений (кала или амша) и воплощений (аватара), всесовершенен и полон в самом Себе, и поскольку Он обладает этим абсолютным совершенством, все распространения и аватары, исходящие из Него, также наделены этими качествами. Хотя Пуруша является источником полных и совершенных категорий, сам Он остается неизменным, полным и совершенным».

Поэтому полное целое, Господь Вишну, который входит в эту вселенную и поддерживает ее Своей энергией, есть Сверхдуша, Параматма. Этот Господь Вишну имеет три ипостаси (три функциональные формы): Каранодакашайи Вишну, Кширодакашайи Вишну и Гарбходакашайи Вишну. Причинный океан (карана-джала), известный также как река Вираджа, представляет из себя границу между духовным миром (чит-джагат) и миром материальным (майика-джагат). Возлежа на его водах, Каранодакашайи Вишну (Маха-Вишну), частичное проявление Шри Бхагавана, бросает духовный взгляд на пракрити (майя-деви), которая находится на большом расстоянии от Него, и силой Своего взгляда посвящает ее в процесс творения материальных вселенных. Бхагаван Шри Кришна описывает этот божественный акт в следующем стихе Бхагавад-гиты (9.10):

майа̄дхйакш̣ен̣а пракр̣тих̣, сӯйате са-чара̄чарам
хетуна̄нена каунтейа, джагад випаривартате

«О сын Кунти, по Моей воле и под Моим контролем подчиненная Мне Моя материальная энергия (майя-шакти) создает бесчисленные вселенные, заполняющие космическое пространство, и проявляет на свет все движущиеся и неподвижные живые существа. Повинуясь Моему желанию, она творит и разрушает материальный мир вновь и вновь».

В Ведах («Айтарея-упанишад», 1.1.1) говорится:

са айкшата

«Он (Маха-Вишну) бросил взгляд (на материальную природу)».

Далее в «Айтарея-упанишад» (1.1.2) говорится следующее:

са има̐л лока̄н аср̣джа̄та

«Всевышний создал весь материальный мир после того, как Его взгляд привел в возбуждение творческие механизмы материальной энергии».

Гарбходакашайи Вишну олицетворяет собой силу этого взгляда Каранодакашайи Вишну. Он входит в лоно материальной энергии как Сверхдуша творения. Взгляд Маха-Вишну подобен лучу света, который наполнен крошечными корпускулами, индивидуальными дживами. Затем Господь в образе Кширодакашайи Вишну, известного также как Хираньягарбха, входит в сердце каждой баддха-дживы и пребывает в нем в форме не превышающей размер большого пальца руки.

«Шветашватара-упанишад» (4.6) утверждает:

два̄ супарн̣а̄ сай­уджа̄ сакха̄йа̄х…

«Индивидуальная джива и Параматма располагаются в каждом сердце, подобно двум птицам, сидящим на ветке одного дерева. Одна из этих птиц — Ишвара, дарующая результаты всех действий, другая птица — джива, наслаждающаяся их плодами»[1].

(из книги «Джайва-дхарма»)



[1] Два̄ супарн̣а̄ сай­уджа̄ сакха̄йа̄х̣, сама̄нам̇ вр̣кш̣ам̇ париш̣асваджа̄те / тайор анйах̣ пиппалам̇ сва̄дв аттй, анаш́нанн анйо ’бхича̄каш́ӣти (также приводится в «Мундака-упанишад», 3.1.1).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования