«Джива-таттва». Шрила Бхактивинод Тхакур


Russian

Шрила Бхактивинод Тхакур

Джива-таттва


Татастха-шакти — пограничная энергия Всевышнего.

Шрила Бхактивинод Тхакур в своей книге «Джайва-дхарма» объясняет природу татастха-шакти:

«Часть земной поверхности, которая находится между кромкой воды и сушей, называется тата. Так как по берегу проходит граница между двумя стихиями, тата соприкасается с обеими. Подобно этому, божественная энергия — татастха-шакти — непостижимым образом соединяет в себе две противоположные по сути категории — материю и дух. Поэтому положение [обусловленной материей] дживы не в точности такое, как у вечных обитателей духовного царства, никогда и ни при каких обстоятельствах не соприкасающихся с материей. Однако в то же время джива не принадлежит и материальному миру, созданному из безжизненных элементов. Не относясь ни к материи, ни к духу, индивидуальная душа составляет совершенно отдельную категорию.

Находясь между духовной и материальной природой, живое существо, порожденное татастха-шакти — пограничной энергией Всевышнего, навечно едино и одновременно отделено от Него. Забыв о Кришне, живое существо давным-давно пало жертвой влечения к внешней иллюзорной энергии Господа. Поработив душу, майя заставляет ее влачить жалкое мирское существование и переносить бесчисленные мирские страдания».

Два состояния души

«Итак, индивидуальная душа, джива, существует в двух состояниях: 1) мукта-даша, освобожденное состояние; и 2) самсара-баддха-даша, обусловленное состояние дживы, заключенной в тюрьму материального мира. Те дживы, чистые преданные Господа Кришны, которые никогда не были связаны майей, энергией иллюзии, или те, кто милостью Кришны обрели освобождение из мира материи, известны как мукта-дживы, а их освобожденное состояние называется мукта-даша. С другой стороны, дживы, которые пытаются избежать служения всеблагому Господу Кришне, стремительно падают в разверзнутую пасть майи, грозной повелительницы материального бытия. Такие дживы, находящиеся с незапамятных времен в темнице материального мира, известны как баддха-дживы, и их рабское существование называется самсара-баддха-даша».

Освобожденные души

«Мукта-дживы абсолютно духовны (чинмайя), пребывают в своей вечной духовной форме (чит-сварупам), а в служении Кришне заключена сама их жизнь. Такие дживы не живут в материальном мире. Их дом — чистые духовные миры, известные как Голока, Вайкунтха, Вриндаван и так далее. Никто и никогда не сможет сосчитать количество таких освобожденных душ. Точно так же неизмеримо количество обусловленных душ».

Обусловленные души

«Кришна-вимукхата, грех отчуждения от Кришны, — в этом заключен состав преступления, когда-то совершенного баддха-дживой. В наказание за это преступление, подобная тени Кришны энергия материальной иллюзии, известная как майя-шакти, или майя, связывает дживу веревкой, состоящей из трех прочных нитей, трех гун, функциональных качеств материальной природы — саттва-гуна (добродетель), раджа-гуна (страсть) и тама-гуна (невежество). Под влиянием трех гун обусловленная душа испытывает на себе разнообразные состояния мирского бытия. Это разнообразие практически бесконечно и в высшей степени удивительно».




←  «Шрила Бхактивинод Тхакур и чистый поток вайшнавизма». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 13 февраля 2025 года. Нью-Дели, Индия ·• Архив новостей •· «Шакти-таттва, майя и дживы». Шрила Бхактивинод Тхакур  →

Russian

Шрила Бхактивинод Тхакур

Джива-таттва


Татастха-шакти — пограничная энергия Всевышнего.

Шрила Бхактивинод Тхакур в своей книге «Джайва-дхарма» объясняет природу татастха-шакти:

«Часть земной поверхности, которая находится между кромкой воды и сушей, называется тата. Так как по берегу проходит граница между двумя стихиями, тата соприкасается с обеими. Подобно этому, божественная энергия — татастха-шакти — непостижимым образом соединяет в себе две противоположные по сути категории — материю и дух. Поэтому положение [обусловленной материей] дживы не в точности такое, как у вечных обитателей духовного царства, никогда и ни при каких обстоятельствах не соприкасающихся с материей. Однако в то же время джива не принадлежит и материальному миру, созданному из безжизненных элементов. Не относясь ни к материи, ни к духу, индивидуальная душа составляет совершенно отдельную категорию.

Находясь между духовной и материальной природой, живое существо, порожденное татастха-шакти — пограничной энергией Всевышнего, навечно едино и одновременно отделено от Него. Забыв о Кришне, живое существо давным-давно пало жертвой влечения к внешней иллюзорной энергии Господа. Поработив душу, майя заставляет ее влачить жалкое мирское существование и переносить бесчисленные мирские страдания».

Два состояния души

«Итак, индивидуальная душа, джива, существует в двух состояниях: 1) мукта-даша, освобожденное состояние; и 2) самсара-баддха-даша, обусловленное состояние дживы, заключенной в тюрьму материального мира. Те дживы, чистые преданные Господа Кришны, которые никогда не были связаны майей, энергией иллюзии, или те, кто милостью Кришны обрели освобождение из мира материи, известны как мукта-дживы, а их освобожденное состояние называется мукта-даша. С другой стороны, дживы, которые пытаются избежать служения всеблагому Господу Кришне, стремительно падают в разверзнутую пасть майи, грозной повелительницы материального бытия. Такие дживы, находящиеся с незапамятных времен в темнице материального мира, известны как баддха-дживы, и их рабское существование называется самсара-баддха-даша».

Освобожденные души

«Мукта-дживы абсолютно духовны (чинмайя), пребывают в своей вечной духовной форме (чит-сварупам), а в служении Кришне заключена сама их жизнь. Такие дживы не живут в материальном мире. Их дом — чистые духовные миры, известные как Голока, Вайкунтха, Вриндаван и так далее. Никто и никогда не сможет сосчитать количество таких освобожденных душ. Точно так же неизмеримо количество обусловленных душ».

Обусловленные души

«Кришна-вимукхата, грех отчуждения от Кришны, — в этом заключен состав преступления, когда-то совершенного баддха-дживой. В наказание за это преступление, подобная тени Кришны энергия материальной иллюзии, известная как майя-шакти, или майя, связывает дживу веревкой, состоящей из трех прочных нитей, трех гун, функциональных качеств материальной природы — саттва-гуна (добродетель), раджа-гуна (страсть) и тама-гуна (невежество). Под влиянием трех гун обусловленная душа испытывает на себе разнообразные состояния мирского бытия. Это разнообразие практически бесконечно и в высшей степени удивительно».


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования