
«Вайшнавизм и ислам». Шрила Бхактивинод Тхакур
Russian
Шрила Бхактивинод Тхакур
Вайшнавизм и ислам
Вайшнавский святой Шрила Бхактивинод Тхакур написал в своей книге «Джайва-дхарма»: «Хотя в разных странах, среди разных народов и на разных языках принципы нитья-дхармы (вечной природы души) представлены различным образом, они тем не менее всегда едины, и, поскольку отражают истинную природу души, несут человечеству наивысшее благо».
Выдержка из книги
Шрилы Бхактивинода Тхакура
«Джайва-дхарма»:
Лахири Махашая, который хорошо знал язык фарси, и в свое время изучил тридцать сефарий Корана, как и многие книги суфиев, обратился к Кази со следующими словами:
— О почтенный, скажи, что есть мукти по твоему представлению?
Кази ответил:
— То, что вы называете дживой, индивидуальной душой, мы называем словом «ру». Ру проходит две стадии бытия: ру-мунджаради, освобожденная душа, и ру-таркиби, зависимая душа. То, что вы называете чит (дух), мы называем мунджарад, а то, что вы именуете ачит (материя), мы называем джисан. Духовный мир (мунджарад) находится за пределами пространства и времени, тогда как джисан подчинен им. Таркиби-ру (баддха-джива) имеет оскверненный материальный ум, который исполнен невежества и материалистичных желаний (малбхут). Мунджарад-ру (освобожденная душа) абсолютно чиста и свободна от всех грехов. Чистые души пребывают в духовном мире, известном как Алам-Алмашал.
Бог (Кхода) приводит в эту вечную обитель великих святых, таких как пророк Паигамбар Сахиб. Джива (ру) очищается благодаря постепенному развитию премы (ишхак). Достигнув духовного мира, ру остается банда, слугой, а Кхода — господином, поэтому отношения Бога и души вечны. Достижение этих чистых, вечных отношений с Богом считается освобождением, или мукти, в ведической терминологии. Такое заключение приводится в Коране и в книгах суфиев, однако не каждый, читающий священные писания мусульман, может понять эти объяснения. Гауранга Махапрабху милостиво обучил Чханда Кази этому пониманию ислама, и тот в свою очередь передал это знание мне. С тех пор, как Чханд Кази обрел милость Шри Чайтаньи, все члены нашей семьи стали чистыми преданными Господа.
Лахири Махашая сказал:
— Пожалуйста, объясни, какова суть учения Корана?
Кази ответил:
— В Коране описывается высшая обитель Господа, называемая Бенешт, которая является высшей целью стремящихся к освобождению. Никто там не проводит формального поклонения Богу, однако сама жизнь духовной обители есть поклонение (ибада). Созерцая Бога, обитатели духовного мира всегда погружены в трансцендентное блаженство. Это понимание соответствует учению, которому учил Шри Чайтанья Махапрабху.
Лахири Махашая спросил:
— А как Коран описывает облик верховного Господа?
Кази [ответил]:
— В Коране говорится, что Бог не имеет формы. Однако Господь Чайтанья сказал Чханду Кази, что смысл данного утверждения Корана в том, что Бог не имеет материальной формы. Коран не отрицает существование духовной формы Бога. Пророк Паигамбар Сахиб видел исполненную любви, духовную форму Господа в соответствии с его уровнем духовного адхикара. Однако трансцендентные настроения (расы) более высокого уровня осознания Бога оставались скрытыми от него.
Лахири Махашая сказал:
— А каково мнение суфиев на этот счет?
Кази [ответил]:
— Суфии придерживаются доктрины ана ал-хак, что означает «Я — Кхода», или «Я — Брахман». Поэтому учения адвайты-веданты и суфиев (ашвах) практически одинаковы.
Лахири Махашая [спросил]:
— Считаете ли вы себя суфием?
Кази [ответил]:
— Я преданный Шри Чайтаньи Махапрабху. Гауранга дороже для меня самой жизни.

Наверх