«Вайшнавизм и ислам». Шрила Бхактивинод Тхакур


Russian

Шрила Бхактивинод Тхакур

Вайшнавизм и ислам


Вайшнавский святой Шрила Бхактивинод Тхакур написал в своей книге «Джайва-дхарма»: «Хотя в разных странах, среди разных народов и на разных языках принципы нитья-дхармы (вечной природы души) представлены различным образом, они тем не менее всегда едины, и, поскольку отражают истинную природу души, несут человечеству наивысшее благо».


Выдержка из книги
Шрилы Бхактивинода Тхакура
«Джайва-дхарма»:

Лахири Махашая, который хорошо знал язык фарси, и в свое время изучил тридцать сефарий Корана, как и многие книги суфиев, обратился к Кази со следующими словами:

— О почтенный, скажи, что есть мукти по твоему представлению?

Кази ответил:

— То, что вы называете дживой, индивидуальной душой, мы называем словом «ру». Ру проходит две стадии бытия: ру-мунджаради, освобожденная душа, и ру-таркиби, зависимая душа. То, что вы называете чит (дух), мы называем мунджарад, а то, что вы именуете ачит (материя), мы называем джисан. Духовный мир (мунджарад) находится за пределами пространства и времени, тогда как джисан подчинен им. Таркиби-ру (баддха-джива) имеет оскверненный материальный ум, который исполнен невежества и материалистичных желаний (малбхут). Мунджарад-ру (освобожденная душа) абсолютно чиста и свободна от всех грехов. Чистые души пребывают в духовном мире, известном как Алам-Алмашал.

Бог (Кхода) приводит в эту вечную обитель великих святых, таких как пророк Паигамбар Сахиб. Джива (ру) очищается благодаря постепенному развитию премы (ишхак). Достигнув духовного мира, ру остается банда, слугой, а Кхода — господином, поэтому отношения Бога и души вечны. Достижение этих чистых, вечных отношений с Богом считается освобождением, или мукти, в ведической терминологии. Такое заключение приводится в Коране и в книгах суфиев, однако не каждый, читающий священные писания мусульман, может понять эти объяснения. Гауранга Махапрабху милостиво обучил Чханда Кази этому пониманию ислама, и тот в свою очередь передал это знание мне. С тех пор, как Чханд Кази обрел милость Шри Чайтаньи, все члены нашей семьи стали чистыми преданными Господа.

Лахири Махашая сказал:

— Пожалуйста, объясни, какова суть учения Корана?

Кази ответил:

— В Коране описывается высшая обитель Господа, называемая Бенешт, которая является высшей целью стремящихся к освобождению. Никто там не проводит формального поклонения Богу, однако сама жизнь духовной обители есть поклонение (ибада). Созерцая Бога, обитатели духовного мира всегда погружены в трансцендентное блаженство. Это понимание соответствует учению, которому учил Шри Чайтанья Махапрабху.

Лахири Махашая спросил:

— А как Коран описывает облик верховного Господа?

Кази [ответил]:

— В Коране говорится, что Бог не имеет формы. Однако Господь Чайтанья сказал Чханду Кази, что смысл данного утверждения Корана в том, что Бог не имеет материальной формы. Коран не отрицает существование духовной формы Бога. Пророк Паигамбар Сахиб видел исполненную любви, духовную форму Господа в соответствии с его уровнем духовного адхикара. Однако трансцендентные настроения (расы) более высокого уровня осознания Бога оставались скрытыми от него.

Лахири Махашая сказал:

— А каково мнение суфиев на этот счет?

Кази [ответил]:

— Суфии придерживаются доктрины ана ал-хак, что означает «Я — Кхода», или «Я — Брахман». Поэтому учения адвайты-веданты и суфиев (ашвах) практически одинаковы.

Лахири Махашая [спросил]:

— Считаете ли вы себя суфием?

Кази [ответил]:

— Я преданный Шри Чайтаньи Махапрабху. Гауранга дороже для меня самой жизни.




←  «Шри Чайтанья-чаритамрита». Мадхья-лила, глава 16, стихи 33–63. Шрила Б. А. Махавир Махарадж. 31 декабря 2024 года. Пури Дхама, Индия ·• Архив новостей •· Вечерняя программа, посвященная дню явления Шри Адвайты Ачарьи. Шрила Б. А. Махавир Махарадж. 5 февраля 2025 года. Москва, Кисельный  →

Russian

Шрила Бхактивинод Тхакур

Вайшнавизм и ислам


Вайшнавский святой Шрила Бхактивинод Тхакур написал в своей книге «Джайва-дхарма»: «Хотя в разных странах, среди разных народов и на разных языках принципы нитья-дхармы (вечной природы души) представлены различным образом, они тем не менее всегда едины, и, поскольку отражают истинную природу души, несут человечеству наивысшее благо».


Выдержка из книги
Шрилы Бхактивинода Тхакура
«Джайва-дхарма»:

Лахири Махашая, который хорошо знал язык фарси, и в свое время изучил тридцать сефарий Корана, как и многие книги суфиев, обратился к Кази со следующими словами:

— О почтенный, скажи, что есть мукти по твоему представлению?

Кази ответил:

— То, что вы называете дживой, индивидуальной душой, мы называем словом «ру». Ру проходит две стадии бытия: ру-мунджаради, освобожденная душа, и ру-таркиби, зависимая душа. То, что вы называете чит (дух), мы называем мунджарад, а то, что вы именуете ачит (материя), мы называем джисан. Духовный мир (мунджарад) находится за пределами пространства и времени, тогда как джисан подчинен им. Таркиби-ру (баддха-джива) имеет оскверненный материальный ум, который исполнен невежества и материалистичных желаний (малбхут). Мунджарад-ру (освобожденная душа) абсолютно чиста и свободна от всех грехов. Чистые души пребывают в духовном мире, известном как Алам-Алмашал.

Бог (Кхода) приводит в эту вечную обитель великих святых, таких как пророк Паигамбар Сахиб. Джива (ру) очищается благодаря постепенному развитию премы (ишхак). Достигнув духовного мира, ру остается банда, слугой, а Кхода — господином, поэтому отношения Бога и души вечны. Достижение этих чистых, вечных отношений с Богом считается освобождением, или мукти, в ведической терминологии. Такое заключение приводится в Коране и в книгах суфиев, однако не каждый, читающий священные писания мусульман, может понять эти объяснения. Гауранга Махапрабху милостиво обучил Чханда Кази этому пониманию ислама, и тот в свою очередь передал это знание мне. С тех пор, как Чханд Кази обрел милость Шри Чайтаньи, все члены нашей семьи стали чистыми преданными Господа.

Лахири Махашая сказал:

— Пожалуйста, объясни, какова суть учения Корана?

Кази ответил:

— В Коране описывается высшая обитель Господа, называемая Бенешт, которая является высшей целью стремящихся к освобождению. Никто там не проводит формального поклонения Богу, однако сама жизнь духовной обители есть поклонение (ибада). Созерцая Бога, обитатели духовного мира всегда погружены в трансцендентное блаженство. Это понимание соответствует учению, которому учил Шри Чайтанья Махапрабху.

Лахири Махашая спросил:

— А как Коран описывает облик верховного Господа?

Кази [ответил]:

— В Коране говорится, что Бог не имеет формы. Однако Господь Чайтанья сказал Чханду Кази, что смысл данного утверждения Корана в том, что Бог не имеет материальной формы. Коран не отрицает существование духовной формы Бога. Пророк Паигамбар Сахиб видел исполненную любви, духовную форму Господа в соответствии с его уровнем духовного адхикара. Однако трансцендентные настроения (расы) более высокого уровня осознания Бога оставались скрытыми от него.

Лахири Махашая сказал:

— А каково мнение суфиев на этот счет?

Кази [ответил]:

— Суфии придерживаются доктрины ана ал-хак, что означает «Я — Кхода», или «Я — Брахман». Поэтому учения адвайты-веданты и суфиев (ашвах) практически одинаковы.

Лахири Махашая [спросил]:

— Считаете ли вы себя суфием?

Кази [ответил]:

— Я преданный Шри Чайтаньи Махапрабху. Гауранга дороже для меня самой жизни.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования