«Явление Шри Рагхунатха Даса Госвами» (часть первая). Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж


Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Явление Шри Рагхунатха Даса Госвами
(часть первая)


Четвертым был Шри Рагхунатх Дас Госвами[1], родившийся примерно пятьсот лет назад[2] в селении Кришнапур, в округе Хугли, и происходивший из касты каястха. Его отец, Хиранья Мазумдар, был очень богат, и, хотя у него и был еще брат по имени Говардхан, Рагхунатх был в их семье единственным ребенком. Его отец и дядя был крупными землевладельцами. В то время они собирали двадцать лакхов (два миллиона) рупий налогов, из которых двенадцать лакхов должны были уплатить царю, так что чистый доход их семьи составлял восемь лакхов.

Рагхунатх услышал о Махапрабху вскоре после принятия тем санньясы. Хиранья и Говардхан были знакомы с Адвайтой Ачарьей и обычно предлагали ежегодное пожертвование всем виднейшим бенгальским знатокам санскрита, равно как и их школам.

Когда Махапрабху, принявший санньясу, вернулся в дом Шри Адвайты Ачарьи (Адвайта-бхаван), Рагхунатх Дас посетил Его и потерял разум от любви к Кришне. Его сердце совершенно растаяло от красоты и обаяния Махапрабху, Его высочайшей преданности и глубины Его учения. Сам Махапрабху понимал, какое впечатление Он произвел на юношу. Рагхунатх никогда не покинул бы Махапрабху, но Господь сказал ему: «Ступай домой. Не проявляй чрезмерного рвения, владей собой. В сердце своем храни святую любовь к Кришне, не проявляя ее внешне. Не действуй напоказ. Очень скоро наступит время, когда Кришна укажет тебе путь, откроет тебе дорогу. Не допускай лицемерия, храни это в глубине сердца».

стхира хан̃а̄ гхаре йа̄о, на̄ хао ва̄тула
краме краме па̄йа лока бхава-синдху-кӯла[3]

Впоследствии, в Панихати, он [Рагхунатх Дас Госвами] познакомился с Нитьянандой Прабху, и тот сказал ему: «Устрой здесь пир для Моих последователей. Ты сын богатого человека, так что организуй здесь пир и накорми Моих учеников».

Рагхунатх исполнил Его просьбу, и Нитьянанда Прабху был очень доволен им. Благословляя Рагхунатха, Он сказал: «Твое время скоро придет», а затем обратился к преданным: «Вот юноша, владелец огромных богатств, который мог бы наслаждаться всем, к чему стремится молодежь, но он думает не об этом. Благодать Кришны вошла в его сердце, и его не волнует ничто мирское: забыв о себе, он хочет покинуть свой дом, полный роскоши, желая стать уличным нищим. Он забыл о себе ради Кришны. Только взгляните, сколь высок его идеал — идеал преданности и любви к Господу. Любовь к Кришне сделала его безумным. Он очень и очень удачлив. Его не смогли удержать ни роскошь, ни почет, достойные царя».

Итак, он [Рагхунатх Дас Госвами] вернулся домой, но Хиранья и все домочадцы заметили, что он уже не заходит во внутренние покои [дома]. Отец и старшие [члены семьи] пришли к выводу, что состояние Рагхунатха серьезно ухудшилось, так что, отобрав десять человек, они поручили им охранять его, чтобы, в случае новой попытки [ухода из дома], он не смог бы покинуть дом.

Однажды ранним утром, еще до восхода солнца, их неожиданно навестил их семейный гуру Ядунандан Ачарья. Повстречав Рагхунатха во внешних покоях дома, он обратился к нему со словами: «Мне необходимо уйти по очень важному делу, и нет никого, кто смог бы поклоняться моему домашнему божеству. Так что, пожалуйста, попроси от моего имени какого-нибудь ученика-брахмана послужить божеству день или два, до моего возвращения». Затем Ядунандан Ачарья направился к выходу, а Рагхунатх последовал за ним, и стража не задержала его, заметив, что он уходит с их семейным гуру. Пройдя какое-то расстояние, Рагхунатх сказал гуру: «Вы можете уйти по вашему делу, а я попрошу достойного человека проводить поклонение в ваше отсутствие».

Гуру ушел, а Рагхунатх сумел воспользоваться выпавшим ему случаем. Возможно, он действительно нашел человека, готового служить божеству учителя, но сам поспешил уйти, направившись в [противоположную] сторону от Пури[4]: он понимал, что, обнаружив его исчезновение, его близкие пошлют на [его] поиски людей, приказав тем искать его по дороге в Пури. Вот почему в продолжение целого дня он шел в другую сторону. Остановившись на ночлег в доме пастуха и взяв у него немного молока, он переночевал в коровнике, а утром направился в Пури.

Обнаружив исчезновение Рагхунатха, его близкие услышали от охраны, что он ушел с их семейным гуру, но в доме гуру его не нашли. Решив, что Рагхунатх отправился в Пури, они направили за ним погоню из десяти человек, но их посланцы вернулись ни с чем. Сумев, таким образом, ускользнуть от преследователей, Рагхунатх шел в Пури двенадцать дней, причем девять из них не принимал пищи — в эти дни еда ему не понадобилась: его питала переполнявшая его божественная любовь.

Ему было известно, что Шри Чайтанья находился в Гамбхире, в Каши Мишра-бхаване, и, придя туда, во дворе дома он упал в поклоне перед Махапрабху.

Мукунда Датта объявил Господу о прибытии Рагхунатха, и Махапрабху сказал: «Да, да, позаботьтесь о нем. Он добрался сюда с великими трудностями — очень долго шел без еды. Ухаживайте за ним несколько дней, а затем он позаботится о себе сам».

Таково было указание Махапрабху, и в течение нескольких дней Рагхунатх принимал там прасадам. Затем он начал просить подаяние у ворот храма Джаганнатха.

(Из второго тома книги «Проповеди хранителя преданности»)

(часть вторая)



1  Имеется в виду четвертым вайшнавом, явившимся в этот день Шри Кришна Васанта-панчами. Трое других — это Шрила Пундарик Видьянидхи, Шрила Рагхунандан Тхакур и Шри Вишнуприя Деви.

2  Рагхунатх Дас Госвами родился в 1495 году.

3  «Успокойся и ступай домой — не превращайся в безумца. Берегов океана мирского бытия достигают постепенно» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 16.237).

4  Где в то время уже жил Шри Чайтанья Махапрабху.




←  «Явление Шри Рагхунатха Даса Госвами» (часть вторая). Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж ·• Архив новостей •· «Шри Чайтанья-чаритамрита». Мадхья-лила, глава 16, стихи 1–32. Шрила Б. А. Махавир Махарадж. 30 декабря 2024 года. Пури Дхама, Индия  →

Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Явление Шри Рагхунатха Даса Госвами
(часть первая)


Четвертым был Шри Рагхунатх Дас Госвами[1], родившийся примерно пятьсот лет назад[2] в селении Кришнапур, в округе Хугли, и происходивший из касты каястха. Его отец, Хиранья Мазумдар, был очень богат, и, хотя у него и был еще брат по имени Говардхан, Рагхунатх был в их семье единственным ребенком. Его отец и дядя был крупными землевладельцами. В то время они собирали двадцать лакхов (два миллиона) рупий налогов, из которых двенадцать лакхов должны были уплатить царю, так что чистый доход их семьи составлял восемь лакхов.

Рагхунатх услышал о Махапрабху вскоре после принятия тем санньясы. Хиранья и Говардхан были знакомы с Адвайтой Ачарьей и обычно предлагали ежегодное пожертвование всем виднейшим бенгальским знатокам санскрита, равно как и их школам.

Когда Махапрабху, принявший санньясу, вернулся в дом Шри Адвайты Ачарьи (Адвайта-бхаван), Рагхунатх Дас посетил Его и потерял разум от любви к Кришне. Его сердце совершенно растаяло от красоты и обаяния Махапрабху, Его высочайшей преданности и глубины Его учения. Сам Махапрабху понимал, какое впечатление Он произвел на юношу. Рагхунатх никогда не покинул бы Махапрабху, но Господь сказал ему: «Ступай домой. Не проявляй чрезмерного рвения, владей собой. В сердце своем храни святую любовь к Кришне, не проявляя ее внешне. Не действуй напоказ. Очень скоро наступит время, когда Кришна укажет тебе путь, откроет тебе дорогу. Не допускай лицемерия, храни это в глубине сердца».

стхира хан̃а̄ гхаре йа̄о, на̄ хао ва̄тула
краме краме па̄йа лока бхава-синдху-кӯла[3]

Впоследствии, в Панихати, он [Рагхунатх Дас Госвами] познакомился с Нитьянандой Прабху, и тот сказал ему: «Устрой здесь пир для Моих последователей. Ты сын богатого человека, так что организуй здесь пир и накорми Моих учеников».

Рагхунатх исполнил Его просьбу, и Нитьянанда Прабху был очень доволен им. Благословляя Рагхунатха, Он сказал: «Твое время скоро придет», а затем обратился к преданным: «Вот юноша, владелец огромных богатств, который мог бы наслаждаться всем, к чему стремится молодежь, но он думает не об этом. Благодать Кришны вошла в его сердце, и его не волнует ничто мирское: забыв о себе, он хочет покинуть свой дом, полный роскоши, желая стать уличным нищим. Он забыл о себе ради Кришны. Только взгляните, сколь высок его идеал — идеал преданности и любви к Господу. Любовь к Кришне сделала его безумным. Он очень и очень удачлив. Его не смогли удержать ни роскошь, ни почет, достойные царя».

Итак, он [Рагхунатх Дас Госвами] вернулся домой, но Хиранья и все домочадцы заметили, что он уже не заходит во внутренние покои [дома]. Отец и старшие [члены семьи] пришли к выводу, что состояние Рагхунатха серьезно ухудшилось, так что, отобрав десять человек, они поручили им охранять его, чтобы, в случае новой попытки [ухода из дома], он не смог бы покинуть дом.

Однажды ранним утром, еще до восхода солнца, их неожиданно навестил их семейный гуру Ядунандан Ачарья. Повстречав Рагхунатха во внешних покоях дома, он обратился к нему со словами: «Мне необходимо уйти по очень важному делу, и нет никого, кто смог бы поклоняться моему домашнему божеству. Так что, пожалуйста, попроси от моего имени какого-нибудь ученика-брахмана послужить божеству день или два, до моего возвращения». Затем Ядунандан Ачарья направился к выходу, а Рагхунатх последовал за ним, и стража не задержала его, заметив, что он уходит с их семейным гуру. Пройдя какое-то расстояние, Рагхунатх сказал гуру: «Вы можете уйти по вашему делу, а я попрошу достойного человека проводить поклонение в ваше отсутствие».

Гуру ушел, а Рагхунатх сумел воспользоваться выпавшим ему случаем. Возможно, он действительно нашел человека, готового служить божеству учителя, но сам поспешил уйти, направившись в [противоположную] сторону от Пури[4]: он понимал, что, обнаружив его исчезновение, его близкие пошлют на [его] поиски людей, приказав тем искать его по дороге в Пури. Вот почему в продолжение целого дня он шел в другую сторону. Остановившись на ночлег в доме пастуха и взяв у него немного молока, он переночевал в коровнике, а утром направился в Пури.

Обнаружив исчезновение Рагхунатха, его близкие услышали от охраны, что он ушел с их семейным гуру, но в доме гуру его не нашли. Решив, что Рагхунатх отправился в Пури, они направили за ним погоню из десяти человек, но их посланцы вернулись ни с чем. Сумев, таким образом, ускользнуть от преследователей, Рагхунатх шел в Пури двенадцать дней, причем девять из них не принимал пищи — в эти дни еда ему не понадобилась: его питала переполнявшая его божественная любовь.

Ему было известно, что Шри Чайтанья находился в Гамбхире, в Каши Мишра-бхаване, и, придя туда, во дворе дома он упал в поклоне перед Махапрабху.

Мукунда Датта объявил Господу о прибытии Рагхунатха, и Махапрабху сказал: «Да, да, позаботьтесь о нем. Он добрался сюда с великими трудностями — очень долго шел без еды. Ухаживайте за ним несколько дней, а затем он позаботится о себе сам».

Таково было указание Махапрабху, и в течение нескольких дней Рагхунатх принимал там прасадам. Затем он начал просить подаяние у ворот храма Джаганнатха.

(Из второго тома книги «Проповеди хранителя преданности»)

(часть вторая)



[1] Имеется в виду четвертым вайшнавом, явившимся в этот день Шри Кришна Васанта-панчами. Трое других — это Шрила Пундарик Видьянидхи, Шрила Рагхунандан Тхакур и Шри Вишнуприя Деви.

[2] Рагхунатх Дас Госвами родился в 1495 году.

[3] «Успокойся и ступай домой — не превращайся в безумца. Берегов океана мирского бытия достигают постепенно» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 16.237).

[4] Где в то время уже жил Шри Чайтанья Махапрабху.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования