
«Развитие в теистическом мире». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 6 января 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия
Russian
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж
Развитие в теистическом мире
(6 января 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия)
Преданный. Там есть один храм. Я его посещал.
Шрила Шридхар Махарадж. Ты посещал?
Преданный. Да. И это особо чарующее божество. Я был во многих тиртхах. Там было множество божеств. Но это очень чарующее, привлекательное божество.
Шрила Шридхар Махарадж. И что? А что ты хотел сказать?
Преданный. Они говорят, что источником этого божества является сам Маха-Вишну.
Шрила Шридхар Махарадж. Маха-Вишну? Что это? О чем идет речь? Где Маха-Вишну и где Махапрабху? Это очень высокое, очень-очень высокое измерение.
Преданный. Поклонники этого божества сказали, что его дал Маха-Вишну Икшваку, и оно передавалось солнечной династией [из поколения в поколение], и этому божеству поклонялся Рамачандра. Затем оно попало в руки Вибхишаны [брата Раваны].
Шрила Шридхар Махарадж. Это в Лондоне божество? В центре Джаятиртхи Махараджа?
Преданный. Нет, я говорю о божестве Ранганатха.
Шрила Шридхар Махарадж. Шри Ранганатх. А, на юге Индии.
Преданный. Да.
Шрила Шридхар Махарадж. На берегу Кавери.
Преданный. Да-да.
#00:01:12#
Шрила Шридхар Махарадж. Что они говорят? Что источником божества Ранганатха является Маха-Вишну? Ранганатх выше Маха-Вишну. Маха-Вишну является фундаментом или первоисточником всего сотворенного мира. Пуруша-аватар. Существуют три пуруша-аватары: Маха-Вишну (Каранодакашайи), Гарбходакашайи и Кширодакашайи. Три аспекта [Вишну], и все они связаны с сотворенным миром. Маха-Вишну… В «Брахма-самхите» мы находим: ма̄йа̄-бхарта̄ — Он [Каранодакашайи-Вишну] поддерживает всю майю, заблуждение, измерение заблуждения. Он отвечает, так сказать, за всю область заблуждения. [Маха-майя — это] измерение, в котором сбитые с толку, лишенные руководства дживы (души) пребывают и злоупотребляют своей свободной волей. Он заведует этой частью бытия — сотворенным миром. Гарбходакашайи-Вишну заведует, так сказать, определенной брахмандой (солнечной системой или чем-то в этом роде). А Кширодакашайи присутствует в сердце каждого живого существа, индивидуума. Три стадии пуруша-аватар. Они связаны с этим сотворенным миром.
#00:03:11#
А выше этого — Вайкунтха: Нараяна, двадцать четыре экспансии Нараяны в измерении Вайкунтхи. А выше — Рамачандра. Выше Вайкунтхи — Айодхья. Выше Айодхьи — Дварака. Затем Матхура. Затем Вриндаван, Гокула. Таково развитие в теистическом мире — через расу; критерием является раса, экстаз. Таков критерий, мерило, стандарт измерения — экстаз, сладость, красота, очарование, любовь. Таков стандарт, благодаря этому критерию мы можем оценивать превосходство, судить о градации трансцендентной субстанции, что ниже, а что выше.
#00:04:36#
Видагдха Мадхава Прабху. Матхура-раса выше дварака-расы… [Преданный подразумевает Матхуру (город) — Прим. переводчика.]
Шрила Шридхар Махарадж. …[Матхура-раса] выше, чем дварака-раса. Но я говорю о мадхура-расе. Мадхура-раса также присутствует в Двараке, но в узком смысле. (Сакхья-раса также, ватсалья-раса.) Все они во всей своей полноте присутствуют во Вриндаване. Мадхура-раса, регулируемая обществом и священными писаниями, людьми, присутствует в Двараке.
#00:05:13#
Но во Вриндаване нет соображений писаний или общества, они не берутся в расчет, ничто: взаимоотношения с Кришной, ничем не сдерживаемые, не ограниченные чем бы то ни было другим — писаниями или любыми социальными законами. Ничто не принимается в расчет, они свободны в полной мере, в абсолютной степени. Служение. Эта любовь не заботится о любом законе, социальных нормах. Служение во всей своей полноте, когда слуга может служить свободно, не будучи сдерживаем чем бы то ни было или кем бы то ни было.
#00:06:20#
Шрила Шридхар Махарадж. Кто это спрашивает?
Преданный. Видагдха Мадхава Дас.
Шрила Шридхар Махарадж. Высочайшая интенсивность, влечение присутствует там, ее можно обнаружить там. Кришна — привлекающий, но интенсивность Его привлекательности достигает своего зенита во Вриндаване в мадхура-расе. И там так же присутствует градация, различные лагеря. Но высочайший лагерь — это лагерь Радхарани.
Преданный. А другие сампрадаи, которые существуют в наши дни, обладают ли они потенцией, могуществом, позволяющими открыть человеку доступ в Айодхью или в миры Вайкунтхи?
#00:07:07#
Шрила Шридхар Махарадж. Да, существуют мадхва-сампрадая, рамануджа-сампрадая. Особенно рамануджа-сампрадая считает, что Нараяна является высочайшей концепцией Абсолюта. Но «Шримад-Бхагаватам» и другие Пураны, мы находим, подтверждают взгляд Махапрабху, то, что Он дал. Сваям Бхагаван Кришна, кр̣ш̣н̣ас ту бхагава̄н свайам[1]. Высочайшая концепция Абсолюта присутствует только во Вриндаване. Критерием такого суждения является раса, экстаз, степень экстаза. Акхила-раса̄мр̣та-мӯртих̣.
#00:08:05#
вaикун̣т̣ха̄дж джaнитo вaра̄ мaдху-пурӣ татра̄пи ра̄сoтсава̄д
вр̣нда̄ран̣йам уда̄ра-па̄н̣и-рамaн̣а̄т татра̄пи гoвaрдханaх̣
ра̄дха̄-кун̣д̣ам иха̄пи гoкула-патех̣ прeма̄мр̣та̄пла̄вaна̄т
курйа̄д aсйа вира̄джaтo гири-тат̣е сeва̄м̇ вивeкӣ нa кaх̣[2]
Рупа Госвами говорит так. Рупа Госвами дал подобную концепцию развития теизма.
Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас
1 ↑ Эте ча̄м̇ш́а-кала̄х̣ пум̇сах̣, кр̣ш̣н̣ас ту бхагава̄н свайам / индра̄ри-вйа̄кулам̇ локам̇, мр̣д̣айанти йуге йуге — «Перечисленные воплощения являются либо полными, либо частичными отражениями Господа, однако Шри Кришна есть Господь Бог в изначальном облике. В разные эпохи Он принимает разные облики и нисходит в разные сферы вселенной, чтобы защитить верующих и обуздать тех, кто не признает Бога» («Шримад-Бхагаватам», 1.3.28).
2 ↑ «Выше духовного царства Вайкунтхи — Матхура, где сначала явился Шри Кришна. Выше Матхуры — лес Вриндавана, где Кришна наслаждался танцем раса. Но еще лучше холм Говардхан, у подножия которого проходили еще более сокровенные божественные любовные игры. Однако лучше всех Радха-кунда, что у подножия Говардхана. Она превосходит все, ибо переполнена нектаром наивысшей божественной любви. Кто, знающий науку преданности, не будет стремиться к божественному служению Шримати Радхарани на берегу Радха-кунды?» (Шрила Рупа Госвами. «Шри Упадешамрита», 9).
Наверх