«Баладева, Кришна, Радхарани и самопознание Абсолюта». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 29 марта 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия



Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Баладева, Кришна, Радхарани и самопознание Абсолюта

(29 марта 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия)

 

Пхулангана Диди. Я читала в шастре о том, что Бог не знает Себя.

[Смеются.]

[Преданный переводит на бенгали.]

Шрила Шридхар Махарадж. [Смеется.] Ниджа-гуна. Ему известны Его качества, Ему известна Его природа, и ради этого Он словно бы принимает иной облик, облик Баладевы. У Него есть шакти.

#00:00:44#

сукха-рӯпа кр̣ш̣н̣а каре сукха а̄сва̄дана
бхакта-ган̣е сукха дите ‘хла̄динӣ’ — ка̄ран̣а
[1]

Он способен чувствовать Себя в качестве абсолютного экстаза. Но для того чтобы сделать этот экстаз отчетливым [буквально]: в данном вопросе наш единственный источник помощи — Его потенция, хладини. Он исполнен экстаза, и для того, чтобы этот экстаз дать нам, необходима некая потенция. Он чувствует Себя как анандам, но для того чтобы раздать этот анандам другим, необходима потенция. И Его потенция, которая раздает Его другим, является Его внешним «Я». Нет ничего кроме Него (или вне Его), все находится в Нем (в определенном смысле) и не в Нем (это также имеет место быть). Но благодаря Его потенции Он становится известен другим. И также потенция экстатической части Его существа…

#00:02:27#

Воля, мышление и чувства — чтобы мы поняли, о чем идет речь, в целом возможна подобная классификация различных реалий. Мышление, анубхути — то начало, которое способно понимать, способно чувствовать. Это начало главным образом [проявлено] в Кришне. Но Он чувствует самоудовлетворение, и это самоудовлетворение также является Его частью, но эта часть названа хладини, ананда-амша. Сат-чит-анандам — Тот, кто чувствует; Та, которую Он чувствует (объект экстаза); и энергия, которая поддерживает существование двух других начал. Эти три аспекта Абсолюта.

#00:03:37#

В шастре описано: Кришна — чувствующий. Он главным образом чувствующий или мыслящий, Он чувствует Себя как ананду, и эта часть (то, что Он чувствует) представлена в своей полной форме в Радхарани. Он очарован красотой Радхарани. Мыслящее начало (главный аспект Абсолюта — это аспект мышления) очаровано аспектом того, что чувствуется. А Баладева представляет существование, бытие в целом, основание, фундамент целого, волю. Баладева — это воля, энергия. Мыслящий, чувствующий и хладини — то, что чувствуется; экстатическое начало, экстаз. Таким образом, эти реалии были разделены на три категории ради нашего понимания. Но в целом все — суть единое целое.

#00:04:58#

И здесь есть нечто большее, что необходимо понять. Что-то находится под началом Баладевы, а что-то — под началом Радхарани, этих двух аспектов. Сакхья-раса, ватсалья-раса — все это находится под началом Баладевы, существование, а мадхура-раса — это отдельное явление, находящееся под началом Радхарани; взаимодействие тотально в рамках мадхура-расы, но это отдельный департамент. В очень тонкой форме эти реалии описаны таким образом.

#00:05:43#

Говорится: когда Дварака-Кришна видит портрет, изображение Вриндаван-Кришны, то Он очарован, видя Его красоту: «Я был таким прекрасным в Мои вриндаванские дни!» Он очарован. Он сам есть сукха: сукха-рӯпа кр̣ш̣н̣а каре сукха а̄сва̄дана. Форма счастья, сукха-рупа. Сат-чит-ананда в целом представлена в Нем, но если мы будем рассматривать Его природу более пристально, дифференцировано, то мы увидим подобное: аспект хладини, аспект мышления (Васудева). Принцип мышления или мыслящего, принцип существования и объект мышления или объект стремления. Джн̃а̄на-бала-крийа̄ ча, как сказано в Упанишадах.

#00:06:57#

…[пара̄сйа] ш́актир вивидхаива ш́рӯйате
[сва̄бха̄викӣ] джн̃а̄на-бала-крийа̄ ча
[2]

Бала значит энергия, сила; гьяна указывает на Того, кто чувствует, наслаждающегося; а крия значит виласа, игры, которых Он жаждет, к которым Он стремится. Он отдал, вручил Себя волне игр. Джн̃а̄на-бала-крийа̄ ча — воля, мышление, чувства, эти три аспекта Абсолюта. Каждый из этих аспектов занимает свое соответствующее положение, но в конечном счете они суть единое целое, одно целое. Вначале они дифференцированы в три группы, а затем возникают многочисленные ветви, различные [под]группы, но одна группа не является независимой от других, они взаимосвязаны.

Харе Кришна! Гаура Харибол! Гаура Хари, Гаура Хари, Гаура Хари, Гаура Хари!

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас




1 «Хотя Господь Кришна — воплощение счастья, Он наслаждается всеми видами духовного блаженства. Блаженство, которое испытывают преданные Кришны, также проявлено Его энергией наслаждения» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.158).

2 Там ӣш́вара̄н̣а̄м̇ парамам̇ махеш́варам̇ там̇ девата̄на̄м̇ парамам̇ ча даиватам / патим̇ патӣна̄м̇ парамам̇ параста̄д вида̄ма девам̇ бхуванеш́ам ӣд̣йам // на тасйа ка̄рйам̇ каран̣ам̇ ча видйате на тат-самаш́ ча̄бхйадхикаш́ ча др̣ш́йате / пара̄сйа ш́актир вивидхаива ш́рӯйате сва̄бха̄викӣ джн̃а̄на-бала-крийа̄ ча — «Верховный Господь — владыка всех владык, величайший среди повелителей всех планет. Каждый находится у Него в подчинении. Каким бы могуществом ни обладали живые существа, они получают его от верховного Господа. Никто из них не является независимым повелителем. Господь, которому поклоняются все боги, — верховный повелитель, а все остальные повелители подвластны Ему. Он выше всех правителей этого мира и достоин всеобщего поклонения. Никто не может превзойти верховного Господа, высшую причину всех причин. / Тело Господа не похоже на тело обыкновенного существа. Его тело неотлично от Его души. Он абсолютен, и все Его чувства духовны. Каждый из Его органов чувств может выполнять функции любого другого органа. Поэтому на свете нет никого равного Ему или более великого, чем Он. Его энергия бесконечна и многообразна, поэтому все Его деяния вершатся сами собой, естественным образом» («Шветашватара-упанишад», 6.7–8).




←  «Взаимодействие Кришны, Баладевы и Радхарани». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 23 ноября 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия ·• Архив новостей •· «Описание Вселенной в ведической литературе является субъективным, а не объективным». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 2 июля 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия  →

Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Баладева, Кришна, Радхарани и самопознание Абсолюта

(29 марта 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия)

 

Пхулангана Диди. Я читала в шастре о том, что Бог не знает Себя.

[Смеются.]

[Преданный переводит на бенгали.]

Шрила Шридхар Махарадж. [Смеется.] Ниджа-гуна. Ему известны Его качества, Ему известна Его природа, и ради этого Он словно бы принимает иной облик, облик Баладевы. У Него есть шакти.

#00:00:44#

сукха-рӯпа кр̣ш̣н̣а каре сукха а̄сва̄дана
бхакта-ган̣е сукха дите ‘хла̄динӣ’ — ка̄ран̣а
[1]

Он способен чувствовать Себя в качестве абсолютного экстаза. Но для того чтобы сделать этот экстаз отчетливым [буквально]: в данном вопросе наш единственный источник помощи — Его потенция, хладини. Он исполнен экстаза, и для того, чтобы этот экстаз дать нам, необходима некая потенция. Он чувствует Себя как анандам, но для того чтобы раздать этот анандам другим, необходима потенция. И Его потенция, которая раздает Его другим, является Его внешним «Я». Нет ничего кроме Него (или вне Его), все находится в Нем (в определенном смысле) и не в Нем (это также имеет место быть). Но благодаря Его потенции Он становится известен другим. И также потенция экстатической части Его существа…

#00:02:27#

Воля, мышление и чувства — чтобы мы поняли, о чем идет речь, в целом возможна подобная классификация различных реалий. Мышление, анубхути — то начало, которое способно понимать, способно чувствовать. Это начало главным образом [проявлено] в Кришне. Но Он чувствует самоудовлетворение, и это самоудовлетворение также является Его частью, но эта часть названа хладини, ананда-амша. Сат-чит-анандам — Тот, кто чувствует; Та, которую Он чувствует (объект экстаза); и энергия, которая поддерживает существование двух других начал. Эти три аспекта Абсолюта.

#00:03:37#

В шастре описано: Кришна — чувствующий. Он главным образом чувствующий или мыслящий, Он чувствует Себя как ананду, и эта часть (то, что Он чувствует) представлена в своей полной форме в Радхарани. Он очарован красотой Радхарани. Мыслящее начало (главный аспект Абсолюта — это аспект мышления) очаровано аспектом того, что чувствуется. А Баладева представляет существование, бытие в целом, основание, фундамент целого, волю. Баладева — это воля, энергия. Мыслящий, чувствующий и хладини — то, что чувствуется; экстатическое начало, экстаз. Таким образом, эти реалии были разделены на три категории ради нашего понимания. Но в целом все — суть единое целое.

#00:04:58#

И здесь есть нечто большее, что необходимо понять. Что-то находится под началом Баладевы, а что-то — под началом Радхарани, этих двух аспектов. Сакхья-раса, ватсалья-раса — все это находится под началом Баладевы, существование, а мадхура-раса — это отдельное явление, находящееся под началом Радхарани; взаимодействие тотально в рамках мадхура-расы, но это отдельный департамент. В очень тонкой форме эти реалии описаны таким образом.

#00:05:43#

Говорится: когда Дварака-Кришна видит портрет, изображение Вриндаван-Кришны, то Он очарован, видя Его красоту: «Я был таким прекрасным в Мои вриндаванские дни!» Он очарован. Он сам есть сукха: сукха-рӯпа кр̣ш̣н̣а каре сукха а̄сва̄дана. Форма счастья, сукха-рупа. Сат-чит-ананда в целом представлена в Нем, но если мы будем рассматривать Его природу более пристально, дифференцировано, то мы увидим подобное: аспект хладини, аспект мышления (Васудева). Принцип мышления или мыслящего, принцип существования и объект мышления или объект стремления. Джн̃а̄на-бала-крийа̄ ча, как сказано в Упанишадах.

#00:06:57#

…[пара̄сйа] ш́актир вивидхаива ш́рӯйате
[сва̄бха̄викӣ] джн̃а̄на-бала-крийа̄ ча
[2]

Бала значит энергия, сила; гьяна указывает на Того, кто чувствует, наслаждающегося; а крия значит виласа, игры, которых Он жаждет, к которым Он стремится. Он отдал, вручил Себя волне игр. Джн̃а̄на-бала-крийа̄ ча — воля, мышление, чувства, эти три аспекта Абсолюта. Каждый из этих аспектов занимает свое соответствующее положение, но в конечном счете они суть единое целое, одно целое. Вначале они дифференцированы в три группы, а затем возникают многочисленные ветви, различные [под]группы, но одна группа не является независимой от других, они взаимосвязаны.

Харе Кришна! Гаура Харибол! Гаура Хари, Гаура Хари, Гаура Хари, Гаура Хари!

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас




[1] «Хотя Господь Кришна — воплощение счастья, Он наслаждается всеми видами духовного блаженства. Блаженство, которое испытывают преданные Кришны, также проявлено Его энергией наслаждения» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.158).

[2] Там ӣш́вара̄н̣а̄м̇ парамам̇ махеш́варам̇ там̇ девата̄на̄м̇ парамам̇ ча даиватам / патим̇ патӣна̄м̇ парамам̇ параста̄д вида̄ма девам̇ бхуванеш́ам ӣд̣йам // на тасйа ка̄рйам̇ каран̣ам̇ ча видйате на тат-самаш́ ча̄бхйадхикаш́ ча др̣ш́йате / пара̄сйа ш́актир вивидхаива ш́рӯйате сва̄бха̄викӣ джн̃а̄на-бала-крийа̄ ча — «Верховный Господь — владыка всех владык, величайший среди повелителей всех планет. Каждый находится у Него в подчинении. Каким бы могуществом ни обладали живые существа, они получают его от верховного Господа. Никто из них не является независимым повелителем. Господь, которому поклоняются все боги, — верховный повелитель, а все остальные повелители подвластны Ему. Он выше всех правителей этого мира и достоин всеобщего поклонения. Никто не может превзойти верховного Господа, высшую причину всех причин. / Тело Господа не похоже на тело обыкновенного существа. Его тело неотлично от Его души. Он абсолютен, и все Его чувства духовны. Каждый из Его органов чувств может выполнять функции любого другого органа. Поэтому на свете нет никого равного Ему или более великого, чем Он. Его энергия бесконечна и многообразна, поэтому все Его деяния вершатся сами собой, естественным образом» («Шветашватара-упанишад», 6.7–8).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования