
«Описание Вселенной в ведической литературе является субъективным, а не объективным». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 2 июля 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия
Russian
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж
Описание Вселенной в ведической литературе является субъективным, а не объективным
(2 июля 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия)
Преданный. У меня есть некоторый вопрос о мироздании. В настоящее время мы обращаемся к научному сообществу и обсуждаем с ними устройство Вселенной. В каком духе мы должны представлять им должным образом?..
Шрила Шридхар Махарадж. Что он говорит?
Бхакти Чару Свами. Он говорит: речь идет о концепции мироздания. Он задавал вам некоторые вопросы в прошлом году и был очень вдохновлен вашими ответами, а в этом году он говорит о научном сообществе, об ученых. В каком духе он должен представлять им концепцию Вселенной согласно «Бхагаватам»?
[Речь идет об учениках Свами Махараджа (ученых), которых он попросил опровергнуть теорию эволюции Дарвина. — Прим. переводчика.]
#00:01:21#
Шрила Шридхар Махарадж. Речь идет с моей точки зрения о том, что изначальная субстанция — это сознание. А то, что мы воспринимаем как материальный мир, — это нечто подобное айсбергу, который плавает на поверхности океана сознания. Сознание есть изначальная субстанция, начало, первоначало, а различные мысли и идеи, представления — это золото, это твердое, это черное, это теплое и прочее — все эти идеи подобны кускам льда, айсбергам, плавающим на поверхности океана сознания. А Владыка сознания является гипнотизером: мы видим то, что Он вынуждает нас видеть, у нас нет альтернативы. И существуют стадии этого видения, восприятия. Он — та сторона, которая управляет ви́дением каждого. Он — самодержец, и Он — промыслитель и устроитель всего сущего.
Преданный. Вы говорили о субъективной эволюции сознания.
#00:02:58#
Шрила Шридхар Махарадж. Да, субъективная эволюция, субъективная. Существует вечный поток. Этот же [материальный] мир — это мир, в котором проявляется свободная воля частиц, крошечных частиц сознания. В том [духовном] мире также происходит эволюция, но это другое явление — это вечная эволюция или вечные игры.
[Вопрос не переведен.]
#00:03:32#
Шукадев Госвами поделился этим знанием, которое ему было показано, — все, что было показано Шукадеву в смысле мировой географии, устройства мира. Он явил это знание. Мы не можем подтвердить истинность этих сведений, находясь в нашем нынешнем измерении, это может оказаться невозможным. Арджуне был показан вселенский образ, форма [Шри Кришны]. Чем был этот образ? Нужно понять, что [Господь] является контролирующим ви́дение, восприятие, мы видим то, что Он вынуждает нас видеть: [Он] владыка всего нашего опыта. Мы находимся в относительном положении; некоторое представление о природе вещей у нас есть, и оно относительно.
Преданный. Махарадж, когда речь идет об ученых, которым мы представляем онтологическую картину мироздания…
#00:04:59#
Шрила Шридхар Махарадж. Что такое наука? Наука — это ничто. Ученые — это худшие эксплуататоры, они эксплуатируют ресурсы природы и будут вынуждены столкнуться со следствиями, реакциями. Каждое действие влечет равное по силе противодействие. Таким было предостережение, и это предостережение остается в силе. Этот мир не есть мир анархии, он управляем определенными законами, и фундаментальный закон — это закон кармы: действие и следствие. Этот мир не предназначен для того, чтобы его грабили люди. Существует справедливость в мироздании. Ученые — подобные грабители, они показывают нам путь грабежа, разбоя.
Преданный. Махарадж, в Бхагавад-гите Арджуна увидел вишварупу: дивйам̇ дада̄ми те чакш̣ух̣[1], но Санджая пересказывает эти события Дхритараштре.
#00:06:22#
Шрила Шридхар Махарадж. Да, Ведавьяс открыл ему это знание: он был йоги, он созерцал это, эти события, и он обладал силой показать эти события другим.
Преданный. Но как нам это понять? То есть Санджая мог это видеть сам или нет?
Шрила Шридхар Махарадж. У Санджаи открылось это ви́дение на какое-то время. Когда война закончилась, то это видение исчезло, он более не обладал этим могуществом. Этому могуществу — видеть сверхъестественным образом — пришел конец. По просьбе Дхритараштры (у него не было [зрячих] глаз, он хотел получить сведения о том, что происходит на поле битвы) Ведавьяс своей йогической силой дал эту способность видеть Санджае. И Санджая до тех пор, пока это было необходимо для Дхритараштры, обладал этой особой ментальной силой, прозорливостью. Он видел все и вся, но как только война завершилась, Санджая был лишен этого могущества, могущество было отнято у него.
#00:07:47#
Как вас зовут?
Преданный. Вишуддха Саттва [Дас].
Преданный. Он — работник института Бхактиведанты.
Шрила Шридхар Махарадж. Гаура Харибол, Гаура Харибол! Харе Кришна, Харе Кришна! Гаура Харибол, Гаура Харибол, Гаура Харибол, Гаура Харибол, Гаура Харибол!
Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас
1 ↑ На ту ма̄м̇ ш́акйасе драш̣т̣ум аненаива сва-чакш̣уш̣а̄ / дивйам̇ дада̄ми те чакш̣ух̣ паш́йа ме йогам аиш́варам — «То, что тебе предстоит увидеть, недоступно для обычных глаз. Я наделю тебя сверхъестественным зрением. Ты ощутишь Мое величие и по-новому увидишь Меня» (Бхагавад-гита, 11.8).
Наверх