
«Чувства, ум, разум и душа». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 8 января 1984 года. Навадвипа Дхама, Индия
Russian
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж
Чувства, ум, разум и душа
(8 января 1984 года. Навадвипа Дхама, Индия)
Шрила Шридхар Махарадж. Вчера по радио я слышал, один джентльмен говорил: «Если будет использовано атомное оружие, существующее в настоящее время, тогда на всей планете будет зима, все будет занесено снегом, покрыто льдом. Температура понизится, и наступит снежный век, век холода». Жизнь будет уничтожена, включая даже деревья. Наступит снежная эпоха резко, сразу же. Если будет использовано атомное оружие, кислород исчезнет, наступит снежный век и такой холод, что даже деревья будут уничтожены, не говоря уже о животных и человеческих существах.
#00:01:33#
Сталкиваясь с подобной угрозой, мы входим в пасть смерти, смерть пожирает нас. И только сознание Кришны, сознание нашей души выше этого мира смерти. Душе не требуется никакой бренный мир, душа может жить на Луне, на Солнце — где угодно.
#00:01:56#
[наинам̇] чхинданти ш́астра̄н̣и
наинам̇ дахати па̄ваках̣
на чаинам̇ кледайантй а̄по
на ш́ош̣айати ма̄рутах̣[1]
На чаинам̇: эта душа не может быть ни сожжена, ни утоплена, не может быть уничтожена никаким образом, никаким оружием невозможно разрезать эту душу. Наинам̇ чхинданти ш́астра̄н̣и. Такие описания даны в Гите, описания природы души. Душа такова. Вы должны вернуть [себе] подобное тождество, вы должны осознать, что вы выше мира смерти, и вы найдете себя.
#00:03:01#
У души есть свой мир, в котором она живет. Вы — души, столь многие души, многочисленные души, и у души есть своя «земля», родная земля, своя почва, на которой она может жить. А также — высшее измерение, высшая перспектива. Она столь же реальна, как божий день, как свет солнца, который мы видим. Мы хотим направить вас в ту сторону. Есть только один долг, единственное обязательство, обязанность — избавиться, спастись от этого мира смерти. Все остальные попытки тщетны и ложны, фальшивы, самоубийственны. Лишь [способность] привести души к сознанию Кришны — это реальная деятельность, подлинная деятельность, подлинная благотворительность. Все остальное, помощь любого другого рода — ложна.
Преданный. Случится ли то, о чем говорят ученые?
#00:04:01#
Шрила Шридхар Махарадж. Да. Какой ценностью обладает это тело или чувства без сознания? Модифицированное сознание в своем деградированном состоянии… Тем не менее без сознания для нас все становится нулем. Индрийа̄н̣и пара̄н̣й а̄хур[2]. Если мы лишены чувств (минус чувства: зрение, слух, обоняние, осязание), тогда есть ли для меня какой-то мир? Остается для меня мир, если меня лишить всех чувств? Тогда остается для меня хоть какой-то мир, мир опыта? Нет, ничего не остается, никакого представления, никаких чувств, никакого звука, никакого видения.
#00:04:52#
И, опять же, ум. Если ум отсутствует, тогда чувства не работают вовсе. Зрение... Мы говорим: «Я его не заметил». Ум не заметил. Зрение работало, но ум не заметил. Тонкое начало. И более тонкие начала... Начало разума более высокое. Без начала разума, без элемента разума ум бесполезен, человек просто безумен. Разум — это нечто существенное, важное в нас. Без этого начала мы не можем чувствовать ничего, не способны жить, мы ослеплены, нечто в этом роде. Отсутствие понимания своих интересов, если лишить нас разума, если разум отсутствует: йо буддхех̣ паратас ту сах̣.
#00:05:57#
И дальше — подлинное «я», душа, частица света, знания. Если эту частицу устранить, тогда тело, ум и все остальное [станут материей]. Тело — физическое, грубое; ум — тонок; но если душа отсутствует, тогда тело и ум — это ничто, это мертвая материя: нет чувства, нет концепции, нет представлений. Таким образом, душа, затем высшая душа. Постарайся найти свое подлинное «я». Кто ты? Ты не есть эта плоть и кровь. Постарайся найти благодаря [священным] писаниям, благодаря обществу садху свое «я», отыскать его. Это нечто конкретное, это не выдумка, не воображение, не фантазия, не философская спекуляция. Это необходимость с большой буквы. Как выжить? Как отвергнуть, превзойти мир смерти?
#00:07:10#
Каждое мгновение меня атакуют. Я нахожусь в тисках, в узах смерти, это факт для каждого из нас. Эта смерть в каждую секунду приближается ко мне, ко мне такому, каким я считаю себя в настоящее время. Смерть приближается ко мне, чтобы сожрать меня. Это проблема, общая проблема, универсальная проблема, смертельно важная, серьезная для всех и каждого. Мы должны иметь мужество, чтобы столкнуться с этой проблемой, спасти себя и спасти других, помочь другим спастись. Это конкретная необходимость, потребность, которую невозможно отвергнуть, а иначе мы будем глупцами. Опасность есть, а я игнорирую ее — что это означает? Я безумен. В следующее мгновение я стану жертвой смерти, а я пренебрегаю этой проблемой. Я — трус, я — предатель [самого себя]!
Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас
1 ↑ «Душу нельзя пронзить никаким видом оружия и сжечь огнем. Она не смачивается водой и не иссушается ветром» (Бхагавад-гита, 2.23).
2 ↑ Индрийа̄н̣и пара̄н̣й а̄хур, индрийебхйах̣ парам̇ манах̣ / манасас ту пара̄ буддхир, йо буддхех̣ паратас ту сах̣ — «Органы чувств выше неодушевленной материи, ум выше чувств, выше ума разум, а над разумом пребывает душа» (Бхагавад-гита, 3.42).
Наверх