«Шива-Рудра и Садашива как уровни освобождения души». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 16 апреля 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия



Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Шива-Рудра и Садашива как уровни освобождения души

(16 апреля 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия)


Преданный. Махарадж, Господь Шива — это личность или пост?

Шрила Шридхар Махарадж. Что он говорит?

Преданный. Господь Шива — кто он? Это личность или позиция, пост, подобно тому, как Господь Брахма — это пост?

#00:00:21#

Шрила Шридхар Махарадж. Господь Брахма — это пост на материальной стороне, в материальном измерении, в измерении эксплуатации, а Шива представляет буферную зону, татастху. Он присутствует как здесь, на этой [материальной] стороне бытия, так и на другой [духовной] стороне бытия, и в промежутке [между ними], в недифференцированной зоне, области бытия он так же присутствует. Он связан взаимоотношениями с измерением преданности [Абсолюту] и определенными взаимоотношениями с миром тех, кто восстал против Абсолюта. Иногда он сражается с Вишну, а иногда он призывает имя Рамы и танцует. Противоположные характеристики объединены в Шиве. Он покрывает собой эквилибриум, присутствует также и на этой, и на другой стороне. Бхакта-Шива, Садашива и Рудра (разрушитель мира).

#00:01:32#

Бхайам̇ двитӣйа̄бхинивеш́атах̣: и первое отделенное [от Бога] сознание — двитӣйа̄бхинивеш́ («я — не часть неделимого целого, но у меня есть отдельный интерес»)[1]. Причина сознания отделенного интереса представлена в Шиве. Как совокупность джив, восставших против своего прошлого гармоничного движения, — это Шива. Он связан и с этой «землей» [материального мира], и с той «землей» [духовного мира].

#00:02:23#

Майя означает «заблуждение», и он — владыка заблуждения. Джива-чайтанья в целом, находящаяся в тисках, в оковах майи, заблуждения, есть Шива. Ущербная джива-чайтанья, не совершенная.

Преданный. Его тело духовно или материально?

Шрила Шридхар Махарадж. Что?

Преданный. Его тело духовно или материально, тело Шивы?

#00:02:56#

Шрила Шридхар Махарадж. Духовно. Все духовно, но находится под влиянием [иллюзии]. Материальное означает уязвимое, подверженное изменениям, элемент изменения; то, что не постоянно; ложное представление, способное изменяться. Но истинное, подлинное представление не меняется (оно также изменяется, но это игра, вилас).

Преданный. В седьмой песни [«Шримад-Бхагаватам»] Прабхупада пишет в своем комментарии, что Шива — это пост, поэтому-то я и хотел задать этот вопрос.

Шрила Шридхар Махарадж. Шакти, сила означает шакти, потенция. Совокупность потенций джив. Шакти означает сила. Сила не есть нечто неодушевленное, мертвое, но живая сила, энергия. Сила в целом рассматривается как нечто неодушевленное, а энергия — это живая сила.

Преданный. Нет-нет, я говорю не о force, энергии, а [о] post: позиция, пост.

Преданный. Может ли джива стать Шивой? — таков вопрос.

Шрила Шридхар Махарадж. Пост как правительственное положение. Скажем, президент — это пост, назначенный пост, чтобы выполнять определенный долг.

Преданный. Может ли джива стать Господом Шивой?

#00:04:27#

Шрила Шридхар Махарадж. Да, джива может стать Шивой, приобрести аналогичную природу. Джива может стать похожей своими качествами на Шиву. Все освобожденные души занимают положение, аналогичное положению Шивы, а затем они вступают в измерение Вайкунтхи и становятся слугами Нараяны и Кришны. Паша баддхо бхавет джива паша мукта садашива. Когда душа находится в оковах ложного представления, она есть джива, а когда она выше ложного представления, эту душу можно рассматривать как Шиву. А когда после освобождения она вступает в измерение служения на Вайкунтхе, то она есть нараяна-дас, и она может вступить в измерение Голоки — тогда она кришна-дас.

#00:05:29#

Шива в целом означает «освобожденная душа», Шива, но в относительности майи. Садашива — это более изначальный аспект Шивы, этот Шива является преданным, Садашива. Шивалока ниже Вайкунтхи. Выше Брахмалоки находится Шивалока, там обитает преданный-Шива. Ниже этого — Брахмалока. Тал-лин̇гам̇ бхагава̄н ш́амбхур: часть Маха-Вишну, которая соприкасается с майей в качестве [созидающего, дающего жизнь] луча, создает движение в ней, и начинается это [материальное] творение[2]. Существует часть сознания, которое сливается с возможностью эксплуатации, затем постепенно развивается в этот мир — возможность эксплуатации, «колонизации» [материи]. «Иностранцы», «чужеземцы» [обусловленные материалистичным сознанием души] приходят, чтобы колонизировать, эксплуатировать в измерении эксплуатации. Эта комбинация есть Шива и развивается в многочисленные дживы, занимаясь эксплуатацией. Дживы: часть сознания сливается с потенцией эксплуатации, и это явление постепенно развивается в этот мир. Йайедам̇ дха̄рйате джагат — наслаждающиеся и объекты наслаждения, материальные реалии, таким образом[3].

Преданный. А какова природа Рудры?

#00:07:37#

Шрила Шридхар Махарадж. Рудра есть часть Шивы. Когда он занимается исключительно разрушением, то он рассматривается в целом как Рудра. Иногда он исходит из чела, лба Брахмы. После творения необходимо растворение, разрушение, и его совершает Рудра. Обычная джива может возвыситься до положения Брахмы, выполнять эту функцию, но когда джива становится мукта, освобожденной, она занимает позицию, пост Шивы. Паша мукта садашива. Мукта-джива: когда она превосходит положение Шивы, [она] становится Садашивой.

#00:08:33#

В личности Шивы присутствует уязвимость: она [душа, достигшая этого положения] вновь может стать обычной, порабощенной дживой. Но Садашива — это более высокая сторона, где присутствует помощь преданности. Вначале — преданность, основанная на расчете, а затем — спонтанная преданность. Наиболее сокровенная природа каждого — непрестанная жертвенность, и это Голока. И там также присутствует градация, классификация.

Гаура Хари, Гаура Хари, Гаура Хари!

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас



1  Бхайам̇ двитӣйа̄бхинивеш́атах̣ сйа̄д, ӣш́а̄д апетасйа випарйайо ’смр̣тих̣ / тан-ма̄йайа̄то будха а̄бхаджет там̇, бхактйаикайеш́ам̇ гуру-девата̄тма̄ — «Когда живое существо попадает под влияние материальной энергии, которая отделена от Кришны, его охватывает страх. Поскольку материальная энергия отделяет живое существо от верховной личности Бога, его представления о жизни искажаются. Иными словами, вместо того чтобы считать себя вечным слугой Кришны, оно становится Его соперником. Это называется випарйайо ’смр̣тих̣. Чтобы исправить эту ошибку, тот, кто обрел подлинную мудрость, поклоняется верховной личности Бога как своему духовному учителю, Божеству и источнику жизни. Так человек поклоняется Господу, идя путем чистого служения из преданности» («Шримад-Бхагаватам», 11.2.37; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.119; 24.137; 25.138).

2  Нийатих̣ са̄ рама̄-деви, тат-прийа̄ тад-ваш́ам тада̄, тал-лин̇гам̇ бхагава̄н ш́амбхур / джйоти-рӯах̣ сана̄танах̣, йа̄ йоних̣ са̄пара̄ ш́актих̣, ка̄мо бӣджам̇ махад дхарех̣ — «(Здесь описывается косвенная связь Бога с майей). Олицетворение духовной энергии Господа, Рама̄деви, есть Провидение, возлюбленная супруга Всевышнего. Явленное при сотворении мира сияние, излучаемое наделенным полнотой качеств частичным проявлением Кришны, суть отражение вечного сияния. Оно принимает образ Бхагавана Шамбху — олицетворения мужского начала божественной природы. Подчиненный силе судьбы, этот символ мужского начала — часть Абсолюта, ответственная за созидание материального мира. Порождаемая провидением энергия рождения потомства предстает как женское лоно, воплощение низшей энергии — майи. Союз двух этих начал дает жизнь махат-таттве, представляющей собой лишь отражение изначального семени желания (кама-биджи) Всевышнего, Господа Хари» («Шри Брахма-самхита», 5.8).

3  Господь Кришна говорит, обращаясь к Своему другу Арджуне: апарейам итас тв анйа̄м̇, пракр̣тим̇ виддхи ме пара̄м / джӣва-бхӯта̄м̇ маха̄-ба̄хо, йайедам̇ дха̄рйате джагат — «Величайший герой! Материальная природа, описанная Мною, ниже по своему положению в сравнении с Моей более высокой энергией, которая включает в себя все индивидуальные души. Души пользуются возможностями, предоставляемыми им материальной энергией, для эгоистичного наслаждения» (Бхагавад-гита, 7.5).




←  «Господь Шива». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 23 апреля 2003 года. Томск | “Lord Shiva.” Srila B. S. Goswami Maharaj. April 23, 2003. Tomsk, Russia ·• Архив новостей •· “Sri Govinda Kunda manifests, Lord Shiva arrives.” Srila B. S. Govinda Dev-Goswami Maharaj. 3rd March 2003. Navadwip Dham, India | «Проявление Шри Говинда-кунды, нисшествие Господа Шивы». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 3 марта 2003 года. Навадвипа Дхама, Индия  →

Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Шива-Рудра и Садашива как уровни освобождения души

(16 апреля 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия)


Преданный. Махарадж, Господь Шива — это личность или пост?

Шрила Шридхар Махарадж. Что он говорит?

Преданный. Господь Шива — кто он? Это личность или позиция, пост, подобно тому, как Господь Брахма — это пост?

#00:00:21#

Шрила Шридхар Махарадж. Господь Брахма — это пост на материальной стороне, в материальном измерении, в измерении эксплуатации, а Шива представляет буферную зону, татастху. Он присутствует как здесь, на этой [материальной] стороне бытия, так и на другой [духовной] стороне бытия, и в промежутке [между ними], в недифференцированной зоне, области бытия он так же присутствует. Он связан взаимоотношениями с измерением преданности [Абсолюту] и определенными взаимоотношениями с миром тех, кто восстал против Абсолюта. Иногда он сражается с Вишну, а иногда он призывает имя Рамы и танцует. Противоположные характеристики объединены в Шиве. Он покрывает собой эквилибриум, присутствует также и на этой, и на другой стороне. Бхакта-Шива, Садашива и Рудра (разрушитель мира).

#00:01:32#

Бхайам̇ двитӣйа̄бхинивеш́атах̣: и первое отделенное [от Бога] сознание — двитӣйа̄бхинивеш́ («я — не часть неделимого целого, но у меня есть отдельный интерес»)[1]. Причина сознания отделенного интереса представлена в Шиве. Как совокупность джив, восставших против своего прошлого гармоничного движения, — это Шива. Он связан и с этой «землей» [материального мира], и с той «землей» [духовного мира].

#00:02:23#

Майя означает «заблуждение», и он — владыка заблуждения. Джива-чайтанья в целом, находящаяся в тисках, в оковах майи, заблуждения, есть Шива. Ущербная джива-чайтанья, не совершенная.

Преданный. Его тело духовно или материально?

Шрила Шридхар Махарадж. Что?

Преданный. Его тело духовно или материально, тело Шивы?

#00:02:56#

Шрила Шридхар Махарадж. Духовно. Все духовно, но находится под влиянием [иллюзии]. Материальное означает уязвимое, подверженное изменениям, элемент изменения; то, что не постоянно; ложное представление, способное изменяться. Но истинное, подлинное представление не меняется (оно также изменяется, но это игра, вилас).

Преданный. В седьмой песни [«Шримад-Бхагаватам»] Прабхупада пишет в своем комментарии, что Шива — это пост, поэтому-то я и хотел задать этот вопрос.

Шрила Шридхар Махарадж. Шакти, сила означает шакти, потенция. Совокупность потенций джив. Шакти означает сила. Сила не есть нечто неодушевленное, мертвое, но живая сила, энергия. Сила в целом рассматривается как нечто неодушевленное, а энергия — это живая сила.

Преданный. Нет-нет, я говорю не о force, энергии, а [о] post: позиция, пост.

Преданный. Может ли джива стать Шивой? — таков вопрос.

Шрила Шридхар Махарадж. Пост как правительственное положение. Скажем, президент — это пост, назначенный пост, чтобы выполнять определенный долг.

Преданный. Может ли джива стать Господом Шивой?

#00:04:27#

Шрила Шридхар Махарадж. Да, джива может стать Шивой, приобрести аналогичную природу. Джива может стать похожей своими качествами на Шиву. Все освобожденные души занимают положение, аналогичное положению Шивы, а затем они вступают в измерение Вайкунтхи и становятся слугами Нараяны и Кришны. Паша баддхо бхавет джива паша мукта садашива. Когда душа находится в оковах ложного представления, она есть джива, а когда она выше ложного представления, эту душу можно рассматривать как Шиву. А когда после освобождения она вступает в измерение служения на Вайкунтхе, то она есть нараяна-дас, и она может вступить в измерение Голоки — тогда она кришна-дас.

#00:05:29#

Шива в целом означает «освобожденная душа», Шива, но в относительности майи. Садашива — это более изначальный аспект Шивы, этот Шива является преданным, Садашива. Шивалока ниже Вайкунтхи. Выше Брахмалоки находится Шивалока, там обитает преданный-Шива. Ниже этого — Брахмалока. Тал-лин̇гам̇ бхагава̄н ш́амбхур: часть Маха-Вишну, которая соприкасается с майей в качестве [созидающего, дающего жизнь] луча, создает движение в ней, и начинается это [материальное] творение[2]. Существует часть сознания, которое сливается с возможностью эксплуатации, затем постепенно развивается в этот мир — возможность эксплуатации, «колонизации» [материи]. «Иностранцы», «чужеземцы» [обусловленные материалистичным сознанием души] приходят, чтобы колонизировать, эксплуатировать в измерении эксплуатации. Эта комбинация есть Шива и развивается в многочисленные дживы, занимаясь эксплуатацией. Дживы: часть сознания сливается с потенцией эксплуатации, и это явление постепенно развивается в этот мир. Йайедам̇ дха̄рйате джагат — наслаждающиеся и объекты наслаждения, материальные реалии, таким образом[3].

Преданный. А какова природа Рудры?

#00:07:37#

Шрила Шридхар Махарадж. Рудра есть часть Шивы. Когда он занимается исключительно разрушением, то он рассматривается в целом как Рудра. Иногда он исходит из чела, лба Брахмы. После творения необходимо растворение, разрушение, и его совершает Рудра. Обычная джива может возвыситься до положения Брахмы, выполнять эту функцию, но когда джива становится мукта, освобожденной, она занимает позицию, пост Шивы. Паша мукта садашива. Мукта-джива: когда она превосходит положение Шивы, [она] становится Садашивой.

#00:08:33#

В личности Шивы присутствует уязвимость: она [душа, достигшая этого положения] вновь может стать обычной, порабощенной дживой. Но Садашива — это более высокая сторона, где присутствует помощь преданности. Вначале — преданность, основанная на расчете, а затем — спонтанная преданность. Наиболее сокровенная природа каждого — непрестанная жертвенность, и это Голока. И там также присутствует градация, классификация.

Гаура Хари, Гаура Хари, Гаура Хари!

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас



[1] Бхайам̇ двитӣйа̄бхинивеш́атах̣ сйа̄д, ӣш́а̄д апетасйа випарйайо ’смр̣тих̣ / тан-ма̄йайа̄то будха а̄бхаджет там̇, бхактйаикайеш́ам̇ гуру-девата̄тма̄ — «Когда живое существо попадает под влияние материальной энергии, которая отделена от Кришны, его охватывает страх. Поскольку материальная энергия отделяет живое существо от верховной личности Бога, его представления о жизни искажаются. Иными словами, вместо того чтобы считать себя вечным слугой Кришны, оно становится Его соперником. Это называется випарйайо ’смр̣тих̣. Чтобы исправить эту ошибку, тот, кто обрел подлинную мудрость, поклоняется верховной личности Бога как своему духовному учителю, Божеству и источнику жизни. Так человек поклоняется Господу, идя путем чистого служения из преданности» («Шримад-Бхагаватам», 11.2.37; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.119; 24.137; 25.138).

[2] Нийатих̣ са̄ рама̄-деви, тат-прийа̄ тад-ваш́ам тада̄, тал-лин̇гам̇ бхагава̄н ш́амбхур / джйоти-рӯах̣ сана̄танах̣, йа̄ йоних̣ са̄пара̄ ш́актих̣, ка̄мо бӣджам̇ махад дхарех̣ — «(Здесь описывается косвенная связь Бога с майей). Олицетворение духовной энергии Господа, Рама̄деви, есть Провидение, возлюбленная супруга Всевышнего. Явленное при сотворении мира сияние, излучаемое наделенным полнотой качеств частичным проявлением Кришны, суть отражение вечного сияния. Оно принимает образ Бхагавана Шамбху — олицетворения мужского начала божественной природы. Подчиненный силе судьбы, этот символ мужского начала — часть Абсолюта, ответственная за созидание материального мира. Порождаемая провидением энергия рождения потомства предстает как женское лоно, воплощение низшей энергии — майи. Союз двух этих начал дает жизнь махат-таттве, представляющей собой лишь отражение изначального семени желания (кама-биджи) Всевышнего, Господа Хари» («Шри Брахма-самхита», 5.8).

[3] Господь Кришна говорит, обращаясь к Своему другу Арджуне: апарейам итас тв анйа̄м̇, пракр̣тим̇ виддхи ме пара̄м / джӣва-бхӯта̄м̇ маха̄-ба̄хо, йайедам̇ дха̄рйате джагат — «Величайший герой! Материальная природа, описанная Мною, ниже по своему положению в сравнении с Моей более высокой энергией, которая включает в себя все индивидуальные души. Души пользуются возможностями, предоставляемыми им материальной энергией, для эгоистичного наслаждения» (Бхагавад-гита, 7.5).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования