
«Пракрити и пуруша. Душа пассивна в мире материи». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 25 января 1984 года. Навадвипа Дхама, Индия
Russian
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж
Пракрити и пуруша.
Душа пассивна в мире материи
(25 января 1984 года. Навадвипа Дхама, Индия)
Шрила Шридхар Махарадж. Один наш духовный брат, Васудев Прабху, имел обыкновение говорить саркастически: «Давайте жить в гармонии: вы будете работать, а я буду брать; вы будете готовить, а я буду есть; вы будете служить, а я буду принимать служение. Давайте работать сообща! Вы будете работать, а я буду наслаждаться». Пракрити-пуруша подобно этому. Один [Шри Кришна] — наслаждающийся, а другая [Шримати Радхарани] — поставщик наслаждения.
#00:00:54#
ка̄рйа-ка̄ран̣а-картр̣тве
хетух̣ пракр̣тир учйате
пуруш̣ах̣ сукха-дух̣кха̄на̄м̇
бхоктр̣тве хетур учйате[1]
Как в философии санкхья: слепой и безногий, когда они объединяются... У безногого есть глаза, у слепого есть ноги. Слепой человек способен двигаться, но он не видит дорогу. Калека — зрячий, но слепой несет безного на себе, на своих плечах, подобно лошади. Один слеп, а другой зрячий, но калека. [По аналогии:] пуруша — калека, а пракрити слепа. Полнота энергии [пракрити], но она не может руководить, направлять. Направляющий, руководящий — пуруша, сознание. Сознание, разум — это руководитель, направляющий. А энергия — слепая. Когда они объединяются, то способны двигаться, работать. Это философия санкхьи.
#00:02:44#
Андха — пракрити, пангу — пуруша. Пуруша пассивен, он обладает знанием, сознанием, но лишен энергии. Пуруш̣ах̣ сукха-дух̣кха̄на̄м̇ бхоктр̣тве хетур учйате: пуруша наделен сознанием, он способен чувствовать боль и наслаждение. Боль и наслаждение — это чувства, сознание, но он инертен, пассивен, нечто в этом роде, постоянен, занимает одно и то же положение. А деятельность для него осуществляет энергия, энергия работает на него.
#00:03:33#
…пуруш̣ах̣ сукха-дух̣кха̄на̄м̇
бхоктр̣тве хетур учйате
ка̄рйа-ка̄ран̣а-картр̣тве
хетух̣ пракр̣тир учйате…
Это концепция низшей стороны вещей. Пракрити не порождает сознание, в отличие от того, что утверждают последователи «теории ископаемого» [материалисты]. Но, напротив, — и то, и другое находится в сознании. Нет необходимости в движении для души.
[Кто-то пришел.]
Кто?
Преданный. Бхадри Нараян [Прабху].
#00:04:42#
Шрила Шридхар Махарадж. Душа пассивна, индифферентна в этом измерении наслаждения — это другая изначальная концепция. Для души нет места в негативной стороне [бытия, в материальном мире], душа предназначена для позитивной стороны [бытия, для духовного мира]. Но, принимая душу, пракрити работает от ее имени. Наш Гуру Махарадж приводил пример: несовершеннолетний. Менеджеры, управляющие воспользовались несовершеннолетием подлинного собственника и управляют, наслаждаются [его] собственностью. Нечто в этом роде.
#00:05:24#
Душа (бадха-джива) подобна несовершеннолетнему, поэтому душа не может контролировать этих «преступников-опекунов». Она должна установить связь с другой, высшей душой, старшей душой. С помощью этой взрослой души, старшей души она способна поставить на место своих управляющих, и тогда она вернет себе утраченные права на собственность. Положение несовершеннолетнего — бадха-джива (падшая душа). Положение падшей души подобно этому. Несовершеннолетний собственник, беспомощный, он ничего не делает. Управляющие-опекуны управляют всем, делают свое [дело]. Но он — собственник.
#00:06:32#
Душа неактивна, бездеятельна, не сотрудничает [с материальной энергией], но они работают от имени души (эго), а душа словно рядом с ними. Но ее интересы — подлинные интересы — можно преследовать благодаря другой, старшей душе, благодаря связи с Параматмой, Бхагаваном. Тогда душа почувствует, она станет контролировать чувства, использовать их в служении Господу. Он для Себя, все предназначено для Кришны, не для меня.
Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас
1 ↑ «Говорится, что материальная энергия — источник любых причин и следствий в бренном мире. Тогда как живое существо, стремящееся наслаждаться материей, становится источником мирских печалей и радостей» (Бхагавад-гита, 13.21).
Наверх