«Пракрити и пуруша. Душа пассивна в мире материи». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 25 января 1984 года. Навадвипа Дхама, Индия



Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Пракрити и пуруша.
Душа пассивна в мире материи

(25 января 1984 года. Навадвипа Дхама, Индия)


Шрила Шридхар Махарадж. Один наш духовный брат, Васудев Прабху, имел обыкновение говорить саркастически: «Давайте жить в гармонии: вы будете работать, а я буду брать; вы будете готовить, а я буду есть; вы будете служить, а я буду принимать служение. Давайте работать сообща! Вы будете работать, а я буду наслаждаться». Пракрити-пуруша подобно этому. Один [Шри Кришна] — наслаждающийся, а другая [Шримати Радхарани] — поставщик наслаждения.

#00:00:54#

ка̄рйа-ка̄ран̣а-картр̣тве
хетух
̣ пракр̣тир учйате
пуруш
̣ах̣ сукха-дух̣кха̄на̄м̇
бхоктр
̣тве хетур учйате[1]

Как в философии санкхья: слепой и безногий, когда они объединяются... У безногого есть глаза, у слепого есть ноги. Слепой человек способен двигаться, но он не видит дорогу. Калека — зрячий, но слепой несет безного на себе, на своих плечах, подобно лошади. Один слеп, а другой зрячий, но калека. [По аналогии:] пуруша — калека, а пракрити слепа. Полнота энергии [пракрити], но она не может руководить, направлять. Направляющий, руководящий — пуруша, сознание. Сознание, разум — это руководитель, направляющий. А энергия — слепая. Когда они объединяются, то способны двигаться, работать. Это философия санкхьи.

#00:02:44#

Андха — пракрити, пангу — пуруша. Пуруша пассивен, он обладает знанием, сознанием, но лишен энергии. Пуруш̣ах̣ сукха-дух̣кха̄на̄м̇ бхоктр̣тве хетур учйате: пуруша наделен сознанием, он способен чувствовать боль и наслаждение. Боль и наслаждение — это чувства, сознание, но он инертен, пассивен, нечто в этом роде, постоянен, занимает одно и то же положение. А деятельность для него осуществляет энергия, энергия работает на него.

#00:03:33#

…пуруш̣ах̣ сукха-дух̣кха̄на̄м̇
бхоктр
̣тве хетур учйате

ка̄рйа-ка̄ран̣а-картр̣тве
хетух
̣ пракр̣тир учйате…

Это концепция низшей стороны вещей. Пракрити не порождает сознание, в отличие от того, что утверждают последователи «теории ископаемого» [материалисты]. Но, напротив, — и то, и другое находится в сознании. Нет необходимости в движении для души.

[Кто-то пришел.]

Кто?

Преданный. Бхадри Нараян [Прабху].

#00:04:42#

Шрила Шридхар Махарадж. Душа пассивна, индифферентна в этом измерении наслаждения — это другая изначальная концепция. Для души нет места в негативной стороне [бытия, в материальном мире], душа предназначена для позитивной стороны [бытия, для духовного мира]. Но, принимая душу, пракрити работает от ее имени. Наш Гуру Махарадж приводил пример: несовершеннолетний. Менеджеры, управляющие воспользовались несовершеннолетием подлинного собственника и управляют, наслаждаются [его] собственностью. Нечто в этом роде.

#00:05:24#

Душа (бадха-джива) подобна несовершеннолетнему, поэтому душа не может контролировать этих «преступников-опекунов». Она должна установить связь с другой, высшей душой, старшей душой. С помощью этой взрослой души, старшей души она способна поставить на место своих управляющих, и тогда она вернет себе утраченные права на собственность. Положение несовершеннолетнего — бадха-джива (падшая душа). Положение падшей души подобно этому. Несовершеннолетний собственник, беспомощный, он ничего не делает. Управляющие-опекуны управляют всем, делают свое [дело]. Но он — собственник.

#00:06:32#

Душа неактивна, бездеятельна, не сотрудничает [с материальной энергией], но они работают от имени души (эго), а душа словно рядом с ними. Но ее интересы — подлинные интересы — можно преследовать благодаря другой, старшей душе, благодаря связи с Параматмой, Бхагаваном. Тогда душа почувствует, она станет контролировать чувства, использовать их в служении Господу. Он для Себя, все предназначено для Кришны, не для меня.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас



1  «Говорится, что материальная энергия — источник любых причин и следствий в бренном мире. Тогда как живое существо, стремящееся наслаждаться материей, становится источником мирских печалей и радостей» (Бхагавад-гита, 13.21).




←  «Победа над вожделением согласно учению Гиты». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 8 марта 1981 года. Навадвипа Дхама, Индия ·• Архив новостей •· «Шри Чайтанья-чаритамрита». Мадхья-лила, глава 15, стихи 93–106. Шрила Б. А. Махавир Махарадж. 16 декабря 2024 года. Пури Дхама, Индия  →

Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Пракрити и пуруша.
Душа пассивна в мире материи

(25 января 1984 года. Навадвипа Дхама, Индия)


Шрила Шридхар Махарадж. Один наш духовный брат, Васудев Прабху, имел обыкновение говорить саркастически: «Давайте жить в гармонии: вы будете работать, а я буду брать; вы будете готовить, а я буду есть; вы будете служить, а я буду принимать служение. Давайте работать сообща! Вы будете работать, а я буду наслаждаться». Пракрити-пуруша подобно этому. Один [Шри Кришна] — наслаждающийся, а другая [Шримати Радхарани] — поставщик наслаждения.

#00:00:54#

ка̄рйа-ка̄ран̣а-картр̣тве
хетух
̣ пракр̣тир учйате
пуруш
̣ах̣ сукха-дух̣кха̄на̄м̇
бхоктр
̣тве хетур учйате[1]

Как в философии санкхья: слепой и безногий, когда они объединяются... У безногого есть глаза, у слепого есть ноги. Слепой человек способен двигаться, но он не видит дорогу. Калека — зрячий, но слепой несет безного на себе, на своих плечах, подобно лошади. Один слеп, а другой зрячий, но калека. [По аналогии:] пуруша — калека, а пракрити слепа. Полнота энергии [пракрити], но она не может руководить, направлять. Направляющий, руководящий — пуруша, сознание. Сознание, разум — это руководитель, направляющий. А энергия — слепая. Когда они объединяются, то способны двигаться, работать. Это философия санкхьи.

#00:02:44#

Андха — пракрити, пангу — пуруша. Пуруша пассивен, он обладает знанием, сознанием, но лишен энергии. Пуруш̣ах̣ сукха-дух̣кха̄на̄м̇ бхоктр̣тве хетур учйате: пуруша наделен сознанием, он способен чувствовать боль и наслаждение. Боль и наслаждение — это чувства, сознание, но он инертен, пассивен, нечто в этом роде, постоянен, занимает одно и то же положение. А деятельность для него осуществляет энергия, энергия работает на него.

#00:03:33#

…пуруш̣ах̣ сукха-дух̣кха̄на̄м̇
бхоктр
̣тве хетур учйате

ка̄рйа-ка̄ран̣а-картр̣тве
хетух
̣ пракр̣тир учйате…

Это концепция низшей стороны вещей. Пракрити не порождает сознание, в отличие от того, что утверждают последователи «теории ископаемого» [материалисты]. Но, напротив, — и то, и другое находится в сознании. Нет необходимости в движении для души.

[Кто-то пришел.]

Кто?

Преданный. Бхадри Нараян [Прабху].

#00:04:42#

Шрила Шридхар Махарадж. Душа пассивна, индифферентна в этом измерении наслаждения — это другая изначальная концепция. Для души нет места в негативной стороне [бытия, в материальном мире], душа предназначена для позитивной стороны [бытия, для духовного мира]. Но, принимая душу, пракрити работает от ее имени. Наш Гуру Махарадж приводил пример: несовершеннолетний. Менеджеры, управляющие воспользовались несовершеннолетием подлинного собственника и управляют, наслаждаются [его] собственностью. Нечто в этом роде.

#00:05:24#

Душа (бадха-джива) подобна несовершеннолетнему, поэтому душа не может контролировать этих «преступников-опекунов». Она должна установить связь с другой, высшей душой, старшей душой. С помощью этой взрослой души, старшей души она способна поставить на место своих управляющих, и тогда она вернет себе утраченные права на собственность. Положение несовершеннолетнего — бадха-джива (падшая душа). Положение падшей души подобно этому. Несовершеннолетний собственник, беспомощный, он ничего не делает. Управляющие-опекуны управляют всем, делают свое [дело]. Но он — собственник.

#00:06:32#

Душа неактивна, бездеятельна, не сотрудничает [с материальной энергией], но они работают от имени души (эго), а душа словно рядом с ними. Но ее интересы — подлинные интересы — можно преследовать благодаря другой, старшей душе, благодаря связи с Параматмой, Бхагаваном. Тогда душа почувствует, она станет контролировать чувства, использовать их в служении Господу. Он для Себя, все предназначено для Кришны, не для меня.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас



[1] «Говорится, что материальная энергия — источник любых причин и следствий в бренном мире. Тогда как живое существо, стремящееся наслаждаться материей, становится источником мирских печалей и радостей» (Бхагавад-гита, 13.21).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования