«Душа и материальная энергия». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 4 марта 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия



Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Душа и материальная энергия

(4 марта 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия)


Шрила Шридхар Махарадж. Вриндаван находится в составе Матхура-мандалы, затем есть Дварака. Матхура Кришна иногда находится в Матхуре, а заключительная часть игр [Шри Кришны] происходит в Двараке. Матхура[-мандала] делится на Матхуру, Вриндаван и Двараку. Подобная концепция. Что-то еще?

Преданный. Гуру Махарадж, каждая клетка, образующая наш организм, — это отдельная душа?

Шрила Шридхар Махарадж. Я не понимаю.

Преданный. Каждая клетка в теле…

Шрила Шридхар Махарадж. А, клетка, да…

Преданный. Это отдельное живое существо? Отдельная джива?

#00:01:06#

Шрила Шридхар Махарадж. Не отдельная джива. [Присутствие дживы — это] не вопрос связи с какой-либо [живой] клеткой. Существуют многочисленные составляющие части [тела], но нельзя сказать, что в каждой из этих частей и [в] частях [этих] частей есть душа. Бесчисленные души блуждают. Когда потребность в связи с определенной материальной субстанцией возникает, то живое существо может расти. «Клетка — источник души, клетка может породить душу» — такого рода идея неприемлема. Душа не имеет ничего общего с клеткой. Согласно карме душа соединяется с любой клеткой, любой формой: животным или овощем. Источником является не клетка. Душа независима от материи. Материя не может породить душу. Душа также не может породить материю. Душа — это пограничная энергия, а материя — это грубая энергия Господа.

#00:03:03#

Существует две ветви: главная (основная) и низшая. Две потенции, две энергии происходит из одного и того же источника: апара-шакти — низшая энергия, или потенция, Господа, материя; и высшая потенция, энергия [Господа] — джива, душа. Различные энергии, происходящие из одной и той же субстанции, начала. Одна — Брахма[н], другая — Вираджа. И когда они соединяются, тогда это явление может расти. Пракрити и пуруша, свет и вода. Подобная воде субстанция и подобная свету субстанция — две различные потенции Господа.

#00:04:25#

              …буддхир эва ча
ахан̇ка̄ра итӣйам̇ ме,
бхинна̄ пракр
̣тир аш̣т̣адха̄[1]

[Господь Кришна говорит:] «Это — низшая потенция, Моя энергия низшего типа».

#00:04:39#

апарейам итас тв анйа̄м̇,
пракр
̣тим̇ виддхи ме пара̄м
джӣва-бхӯта̄м̇ маха̄-ба̄хо,
йайедам̇ дха̄рйате джагат[2]

И существует другая, более тонкая энергия — джива, душа. Эта энергия входит в ту [низшую] энергию (материю), и движение мира становится возможным. Материальная потенция также находится на различных стадиях, как это описано: земля, вода, огонь, воздух и эфир, но все это материально, [это] тонкие и грубые элементы, все это материя. Но душа не относится к этой категории. Камень, земля, пыль и даже эфир — очень тонкий элемент, — тем не менее это порождение материи, материальной энергии. Но душа не происходит из того же источника, это нечто категорически иное. И когда это тонкое начало соприкасается с грубой потенцией, возникает жизнь.

#00:06:23#

В противном случае материя безжизненна. Жизнь здесь [в душе]. Без материальной субстанции душа может жить в высшей сфере также, если она связана с духом преданности или жертвенности [Богу], не с духом господства, преобладания, доминирования [над материальными реалиями].

Есть ли другие вопросы?

#00:06:57#

Преданный. Махарадж, Свами Махарадж

Шрила Шридхар Махарадж. Кто это?

Преданный. [Джая] Гауранга [Прабху]…

Шрила Шридхар Махарадж. Джая Гауранга [Прабху]?

Джая Гауранга Прабху. В своих книгах он пишет: существует два вида брахмана (сагуна-брахман и ниргуна-брахман). Сагуна-брахман

Шрила Шридхар Махарадж. Брахма[н]?

Джая Гауранга Прабху. Да-да, брахма, брахман.

Шрила Шридхар Махарадж. Сагуна-брахман, ниргуна-брахман.

Джая Гауранга Прабху. Не могли бы вы объяснить смысл этих терминов, разницу между сагуна- и ниргуна-брахманом?

#00:07:52#

Шрила Шридхар Махарадж. Когда брахман связан с пракрити: саттва, раджа, тама… Три гуны — это симптомы пракрити, материального существования, бытия. Сагуна — это самая грубая, промежуточная и более тонкая ступень стадии; когда четан (душа, дух) связан с материей, то это явление известно как сагуна-брахман, или баддха-джива. Баддха-джива, сагуна-брахма. Джива также является брахманом, сознанием. Частица сознания контактирует с материей, и это сагуна. А та частица духа, которая не связана с материальным миром, это ниргуна.

#00:09:09#

Гуна означает саттва, раджа, тама — три гуны. Гуна — это нечто вроде болезни. «Заболевший» брахман и «здоровый» брахман, «нормальный» брахман и «ненормальный» брахман. Хотя брахман всегда нормален, чист, но когда он контактирует с этим бренным миром, в нем присутствует тенденция властвовать или эксплуатировать, наслаждаться, и это сагуна. Когда он выше соприкосновения с наслаждением или эксплуатацией и совершает служение, он ниргуна. Гуна — это болезнь...

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас



1  Господь Кришна утверждает: бхӯмир а̄по ’нало ва̄йух̣, кхам̇ мано буддхир эва ча / ахан̇ка̄ра итӣйам̇ ме, бхинна̄ пракр̣тир аш̣т̣адха̄ — «Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго — все это восемь составляющих Моей материальной энергии» (Бхагавад-гита, 7.4).

2  Кришна обращается к Своему другу Арджуне: «Величайший герой! Материальная природа, описанная Мною, ниже по своему положению в сравнении с Моей более высокой энергией, которая включает в себя все индивидуальные души. Души пользуются возможностями, предоставляемыми им материальной энергией, для эгоистичного наслаждения» (Бхагавад-гита, 7.5).




←  «Чем больше свобода — тем больше ответственность». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 20 февраля 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия ·• Архив новостей •· «Оболочки души». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 18 января 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия  →

Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Душа и материальная энергия

(4 марта 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия)


Шрила Шридхар Махарадж. Вриндаван находится в составе Матхура-мандалы, затем есть Дварака. Матхура Кришна иногда находится в Матхуре, а заключительная часть игр [Шри Кришны] происходит в Двараке. Матхура[-мандала] делится на Матхуру, Вриндаван и Двараку. Подобная концепция. Что-то еще?

Преданный. Гуру Махарадж, каждая клетка, образующая наш организм, — это отдельная душа?

Шрила Шридхар Махарадж. Я не понимаю.

Преданный. Каждая клетка в теле…

Шрила Шридхар Махарадж. А, клетка, да…

Преданный. Это отдельное живое существо? Отдельная джива?

#00:01:06#

Шрила Шридхар Махарадж. Не отдельная джива. [Присутствие дживы — это] не вопрос связи с какой-либо [живой] клеткой. Существуют многочисленные составляющие части [тела], но нельзя сказать, что в каждой из этих частей и [в] частях [этих] частей есть душа. Бесчисленные души блуждают. Когда потребность в связи с определенной материальной субстанцией возникает, то живое существо может расти. «Клетка — источник души, клетка может породить душу» — такого рода идея неприемлема. Душа не имеет ничего общего с клеткой. Согласно карме душа соединяется с любой клеткой, любой формой: животным или овощем. Источником является не клетка. Душа независима от материи. Материя не может породить душу. Душа также не может породить материю. Душа — это пограничная энергия, а материя — это грубая энергия Господа.

#00:03:03#

Существует две ветви: главная (основная) и низшая. Две потенции, две энергии происходит из одного и того же источника: апара-шакти — низшая энергия, или потенция, Господа, материя; и высшая потенция, энергия [Господа] — джива, душа. Различные энергии, происходящие из одной и той же субстанции, начала. Одна — Брахма[н], другая — Вираджа. И когда они соединяются, тогда это явление может расти. Пракрити и пуруша, свет и вода. Подобная воде субстанция и подобная свету субстанция — две различные потенции Господа.

#00:04:25#

              …буддхир эва ча
ахан̇ка̄ра итӣйам̇ ме,
бхинна̄ пракр
̣тир аш̣т̣адха̄[1]

[Господь Кришна говорит:] «Это — низшая потенция, Моя энергия низшего типа».

#00:04:39#

апарейам итас тв анйа̄м̇,
пракр
̣тим̇ виддхи ме пара̄м
джӣва-бхӯта̄м̇ маха̄-ба̄хо,
йайедам̇ дха̄рйате джагат[2]

И существует другая, более тонкая энергия — джива, душа. Эта энергия входит в ту [низшую] энергию (материю), и движение мира становится возможным. Материальная потенция также находится на различных стадиях, как это описано: земля, вода, огонь, воздух и эфир, но все это материально, [это] тонкие и грубые элементы, все это материя. Но душа не относится к этой категории. Камень, земля, пыль и даже эфир — очень тонкий элемент, — тем не менее это порождение материи, материальной энергии. Но душа не происходит из того же источника, это нечто категорически иное. И когда это тонкое начало соприкасается с грубой потенцией, возникает жизнь.

#00:06:23#

В противном случае материя безжизненна. Жизнь здесь [в душе]. Без материальной субстанции душа может жить в высшей сфере также, если она связана с духом преданности или жертвенности [Богу], не с духом господства, преобладания, доминирования [над материальными реалиями].

Есть ли другие вопросы?

#00:06:57#

Преданный. Махарадж, Свами Махарадж

Шрила Шридхар Махарадж. Кто это?

Преданный. [Джая] Гауранга [Прабху]…

Шрила Шридхар Махарадж. Джая Гауранга [Прабху]?

Джая Гауранга Прабху. В своих книгах он пишет: существует два вида брахмана (сагуна-брахман и ниргуна-брахман). Сагуна-брахман

Шрила Шридхар Махарадж. Брахма[н]?

Джая Гауранга Прабху. Да-да, брахма, брахман.

Шрила Шридхар Махарадж. Сагуна-брахман, ниргуна-брахман.

Джая Гауранга Прабху. Не могли бы вы объяснить смысл этих терминов, разницу между сагуна- и ниргуна-брахманом?

#00:07:52#

Шрила Шридхар Махарадж. Когда брахман связан с пракрити: саттва, раджа, тама… Три гуны — это симптомы пракрити, материального существования, бытия. Сагуна — это самая грубая, промежуточная и более тонкая ступень стадии; когда четан (душа, дух) связан с материей, то это явление известно как сагуна-брахман, или баддха-джива. Баддха-джива, сагуна-брахма. Джива также является брахманом, сознанием. Частица сознания контактирует с материей, и это сагуна. А та частица духа, которая не связана с материальным миром, это ниргуна.

#00:09:09#

Гуна означает саттва, раджа, тама — три гуны. Гуна — это нечто вроде болезни. «Заболевший» брахман и «здоровый» брахман, «нормальный» брахман и «ненормальный» брахман. Хотя брахман всегда нормален, чист, но когда он контактирует с этим бренным миром, в нем присутствует тенденция властвовать или эксплуатировать, наслаждаться, и это сагуна. Когда он выше соприкосновения с наслаждением или эксплуатацией и совершает служение, он ниргуна. Гуна — это болезнь...

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас



[1] Господь Кришна утверждает: бхӯмир а̄по ’нало ва̄йух̣, кхам̇ мано буддхир эва ча / ахан̇ка̄ра итӣйам̇ ме, бхинна̄ пракр̣тир аш̣т̣адха̄ — «Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго — все это восемь составляющих Моей материальной энергии» (Бхагавад-гита, 7.4).

[2] Кришна обращается к Своему другу Арджуне: «Величайший герой! Материальная природа, описанная Мною, ниже по своему положению в сравнении с Моей более высокой энергией, которая включает в себя все индивидуальные души. Души пользуются возможностями, предоставляемыми им материальной энергией, для эгоистичного наслаждения» (Бхагавад-гита, 7.5).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования