
«Кратчайший путь к совершенству». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 13 октября 2006 года. Лахта, Санкт-Петербург
Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж
Кратчайший путь к совершенству
(13 октября 2006 года. Лахта, Санкт-Петербург)
Саджджанананда Прабху: Каков скорейший способ избавления от анартх и обретения ништхи, стабильной веры?
#00:00:41#
Шрила Говинда Махарадж: Быстрый способ к совершенству — это предать себя служению лотосным стопам Гуру и Кришны.
#00:01:54#
Я видел, что преданные, которые посвящают себя служению Гуру и Кришне двадцать четыре часа в сутки, постоянно заняты в служении, обретают очень хорошие плоды своего служения. И нет других быстрых путей, кроме предания себя служению лотосным стопам Гуру.
[#00:01:22#]
…этат сарвам̇ гурау бхактйа̄,
пуруш̣о хй ан̃джаса̄ джайет[1]
#00:02:20#
Писания говорят нам, что нам нужно как можно более интенсивно, как можно в большей степени предать себя служению Гуру.
#00:03:31#
Служение означает делать то, чего хочет вайшнав, то, что вайшнав считает необходимым в служении Кришне. Если мы заняты служением таким образом — исполняем то, чего хочет от нас Гуру, поскольку он знает наилучшим образом, что нужно в служении Кришне, — то подобное служение, подобный образ действий станет самым быстрым путем в обретении освобождения и всех прочих явлений, о которых мы упоминали.
#00:05:08#
У меня есть привычка читать по утрам, и как раз сегодня я читал ту часть «Чайтанья-чаритамриты», которая посвящена беседе Чайтаньи Махапрабху и Рамананды Рая. На протяжении целой главы Махапрабху задает вопросы, а Рамананда Рай отвечает.
[#00:04:48#]
прабху кахе, — «кон видйа̄ видйа̄-мадхйе са̄ра?»
ра̄йа кахе, — «кр̣ш̣н̣а-бхакти вина̄ видйа̄ на̄хи а̄ра»[2]
#00:05:29#
В этой главе приведено, быть может, двадцать вопросов и ответов. Там, может быть, двадцать вопросов, но на все вопросы ответ сводится к одному — служение Кришне.
#00:06:03#
А вера является великим сокровищем, великим богатством обусловленной души. В этом мире мы сталкиваемся со множеством различных явлений, и наш опыт этого мира препятствует нам в обретении веры. Крайне сложно обрести твердую веру в сознание Кришны.
#00:06:54#
араса-джн̃а ка̄ка чӯш̣е джн̃а̄на-нимба-пхале
раса-джн̃а кокила кха̄йа према̄мра-мукуле[3]
#00:07:29#
В одном месте там идет речь о том, что тот человек, который культивирует знание, теряет богатство преданности. Однако в то же самое время человек, который с полной верой занимает себя в служении, обретает в высшей степени благие плоды.
#00:08:34#
В высшей степени благие плоды означают, что человек обретает твердую веру в служение Кришне. И так же это означает, что его служение приносит Кришне счастье в высшей степени. Таково заключение Рамананды Рая в этой главе.
#00:09:07#
Мы можем понять, что основой любой религии является вера. Речь идет не только о вайшнавизме, но о любой религии вообще. Будьте исполнены веры в свою религию и служите всем сердцем, со всей любовью.
#00:09:46#
В вашем распоряжении сейчас одна жизнь — это ваше человеческое рождение. Столько жизней уже прошло — мы не можем себе представить, сколько жизней уже миновало. И что ждет меня в будущем — я также не знаю.
#00:10:41#
Однако естественным образом всегда выполняется закон — каждое действие влечет за собой равноценное противодействие. Поэтому все, что я делаю, должно вызвать какие-то последствия, плоды. Эти плоды неизбежны.
#00:11:26#
Эта жизнь находится сейчас в моем распоряжении, и если я сумею распорядиться своей жизнью так, чтобы использовать ее в служении Гуру, для этой цели, тогда несомненно должны прийти в высшей степени благие плоды.
#00:11:54#
джн̃ане прайа̄сам удапа̄сйа наманта эва джӣванти…[4]
Все священные писания и в особенности «Шримад-Бхагаватам» доносят до нас эту мысль. Как сказано в этом стихе — отбросьте свое знание, свой опыт этого мира. Предайтесь Господу Кришне и примите жизнь в служении Кришне.
#00:12:48#
лабдхва̄ су-дурлабхам идам̇ баху-самбхава̄нте,
ма̄нуш̣йам артха-дам анитйам апӣха дхӣрах̣
тӯрн̣ам̇ йатета на патед ану-мр̣тйу йа̄ван,
них̣ш́рейаса̄йа виш̣айах̣ кхалу сарватах̣ сйа̄т[5]
#00:13:27#
Далее, в другом стихе «Шримад-Бхагаватам», сказано о том, что такие явления, как еда, сон, наслаждения или защита, будут ждать нас неизбежно в каждой жизни. Будет ли эта жизнь жизнью животного или жизнью насекомого, или жизнью человека.
#00:14:24#
Однако если эту жизнь мы сумеем посвятить служению под руководством Гуру и вайшнава, тогда несомненно мы сумеем обрести в высшей степени благие плоды. Мы сумеем соприкоснуться с трансцендентным миром.
#00:15:11#
Писания говорят, что человеческая жизнь (су-дурлабхам… лабдхва̄ су-дурлабхам идам̇ баху-самбхава̄нте…) настолько редко достижима. В результате огромного количества моих благих поступков в прошлом сейчас я обрел эти плоды — возможность родиться человеком.
#00:15:36#
Необходимо было совершить огромное количество благочестивых поступков, иначе рождение человеком было бы невозможно. В любой форме жизни — когда мы рождаемся в образе любого животного, будь то корова или собака, или шакал, или лев, или любая иная форма жизни, — у нас есть ощущение жизни, но у нас нет возможности задуматься о предназначении, о смысле жизни.
#00:16:53#
Однако сейчас, когда в нашем распоряжении оказывается человеческое рождение, следует, насколько это возможно для нас, использовать его, использовать нашу жизнь таким образом.
#00:17:36#
Именно таково заключение, таков совет, который нам дает «Шримад-Бхагаватам». И среди различных священных писаний «Шримад-Бхагаватам» занимает высшее положение, поскольку дает нам высшее знание в очень простой, доступной форме.
#00:18:15#
Через служение мы можем очень легко обрести связь с трансцендентным миром, с трансцендентной реальностью, с трансцендентным Господом. И это служение, направленное на Кришну и Его спутников, раскроет перед нами, предоставит нам возможность соприкоснуться с пятью формами отношений с Ним (шанта, дасья, сакхья, ватсалья, мадхура).
#00:19:47#
Повсюду, везде, когда нам доводится слышать наставления ачарьев других линий, они говорят: «Будьте исполнены веры и совершайте служение с любовью и нежностью, с любовью и преданностью».
#00:21:25#
Сегодня я чувствую себя не вполне хорошо. Тем не менее я знаю, я вижу, что все вы пришли сюда. И по этой причине — для того, чтобы увидеться со всеми вами, — я пришел сюда. Но наше время уже истекает, поскольку сейчас время арати — шесть утра. Присоединитесь к арати — это служение. Все является служением. Даже принимать пищу — это служение. И мы знаем об этом. Мы знаем, что когда мы принимаем прасадам — это является не наслаждением, это является служением. Хотя наслаждение также естественным образом может приходить. Однако при этом служение должно быть сутью того, что я делаю.
Харе Кришна!
Шрипад Шруташрава Прабху: Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!
Преданные: Джай!
Шрила Говинда Махарадж: Джай Гуру Махарадж ки джай!
Шрипад Сиддханти Махарадж: Джай Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай!
Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас
Редактор: Традиш Дас
[1] Цитируется окончание шлоки, ниже она приведена полностью: раджас тамаш́ ча саттвена, аттвам̇ чопаш́амена ча / этат сарвам̇ гурау бхактйа̄, пуруш̣о хй ан̃джаса̄ джайет — «Усиливая влияние гуны благости, необходимо победить страсть и невежество, а затем, возвысившись до уровня шуддха-саттвы, необходимо избавиться и от привязанности к гуне благости. Все это произойдет само собой, если человек с верой служит духовному учителю. Так можно преодолеть влияние гун материальной природы» («Шримад-Бхагаватам», 7.15.25).
[2] Однажды Господь спросил: „Какой из всех видов образования самый важный?“ Рамананда Рай ответил: „Нет образования более важного, чем понимание науки о трансцендентном преданном служении Кришне“» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.245).
[3] «Рамананда Рай продолжал: „Люди, которым неведома трансцендентная раса, подобны воронам, клюющим горькие плоды нимба — древа познания. А те, кто наслаждается трансцендентной расой, подобны кукушкам, которые лакомятся цветами манго — древа любви к Богу“» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.258).
[4] Джн̃ане прайа̄сам удапа̄сйа наманта эва джӣванти, сан-мукхарита̄м̇ бхавадӣйа-ва̄рта̄м стха̄не стхита̄х̣ ш́рути-гата̄м̇ / тану-ва̄н̇-манобхир йе пра̄йасо, ’джита джито ’рй аси таис три-локйа̄м — «О мой дорогой Господь Аджита! Преданные, которые отбросили имперсональные концепции Абсолютной Истины, и которые поэтому потеряли всякий интерес к обсуждению эмпирических философских истин, должны слушать осознавших себя преданных, рассказывающих о Твоем Святом Имени, форме, играх и качествах. Они должны строго следовать принципам преданного служения и воздерживаться от недозволенных половых отношений, азартных игр, употребления одурманивающих средств и убийства животных. Безраздельно предавшись Тебе и служа Тебе своим телом, речью и умом, они могут жить в любом ашраме или социальном укладе. Поистине, такие личности пленяют Тебя, хотя Ты всегда непобедим» («Шримад-Бхагаватам», 10.14.3).
[5] «После многих рождений и смертей душа обретает редкое человеческое тело, которое хоть и временно, но позволяет достичь высшего совершенства. Поэтому пока его тело не исчерпало свой срок, мудрый человек должен стремиться к этому совершенству. Он должен знать, что чувственное наслаждение доступно даже тем живым существам, которые воплотились в низших формах жизни, тогда как святую преданность Кришне можно обрести лишь в человеческом рождении» («Шримад-Бхагаватам», 11.9.29).
Наверх