
«Язык браджа-баси». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 21 августа 2000 года. Москва, Вешняки
Russian
Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж
Язык браджа-баси
(21 августа 2000 года. Москва)
Шрила Говинда Махарадж: По милости Шримана Махапрабху мы снова здесь вместе и у нас есть возможность совершать хари-катху, прославление Всевышнего. Эта возможность хороша для нас и в вышей степени благоприятна, и эта возможность у нас есть здесь и сейчас.
#00:00:53#
а̄йур харати ваи пум̇са̄м, удйанн астам̇ ча йанн асау
тасйарте йат-кш̣ан̣о нӣта, уттама-ш́лока-ва̄ртайа̄[1]
«Шримад-Бхагаватам» говорит: «Солнце восходит и солнце заходит, еще один день уходит из нашей жизни. Но тот день, когда мы прославляем Господа и занимаемся служением Ему, не является для нас потерей никоим образом. Напротив, он несет нам благо». Такое значение и смысл этой шлоки.
#00:02:33#
Тот день, когда мы в обществе вайшнавов и преданных прославляем Господа, несет нам высшее благо нашей жизни.
#00:03:05#
[Говоря о Муралишваре Прабху, переводчике:] Этот человек переводит меня, и я получаю облегчение, [зная] что мой английский не слишком хорош.
#00:04:40#
Я спрашивал Гуру Махараджа: песни великих вайшнавов о Радхе и Кришне — Нароттама Даса Тхакура, Говинды Даса, Бхактивинода Тхакура, Чандрашекхара [Ачарьи], Васудева Гхоша — написаны на санскрите, на бенгали, а в той провинции в Индии, где является Господь, люди говорят не на чистом хинди, а на диалекте. Его называют браджа-бхули — язык Враджи. И браджа-гопи не говорят на бенгальском языке, они говорят на этом диалекте — так мы считаем.
#00:05:35#
Гуру Махарадж сказал, что мы используем все языки: любой язык, если речь идет о преданности, о бхакти, любой язык может стать браджа-бхули. Мы видим, что санскрит — дева-бхаша, язык богов и полубогов. И все священные писания написаны на этом языке, на санскрите.
#00:06:44#
[Но] любой язык, если этот язык является выражением чистой преданности, немедленно становится языком Кришны, языком браджа-баси. Потому что обитель Господа Кришны трансцендентна и нет смысла в языковом посредничестве. Поэтому на каком бы языке ни прославлялся Господь Кришна, будь то русский, английский, японский или какой-то другой, немедленно этот язык превращается в язык Враджа-дхамы. И для нас совсем не трудно молиться Кришне на любом языке. Языковый барьер существует, преграда — незнание языка. Но если это язык преданности и преданного служения, он становится языком Вриндавана. В этом мире люди выражают свои чувства и преданность на разных языках, и немедленно эти молитвы? эти обращения достигают лотосоподобных стоп Господа.
#00:09:21#
[Говоря про Муралишвара Прабху, переводчика:] Я знаю, что мой английский язык плох, но его русский язык хорош.
Сагар Махарадж: Но вы переводите браджа-бхули, язык, на котором говорил Гуру Махарадж, на русский.
#00:10:08#
Шрила Говинда Махарадж: Браджа-бхули — очень сладостный, прекрасный язык. Нароттам Дас Тхакур, Бхактивинод Тхакур и многие вайшнавы в линии Махапрабху писали свои стихи и песни на браджа-бхули.
#00:10:36#
Когда в 1955 году я издавал журнал «Гаудия-даршан», я поместил в нем две песни, мною написанных, на языке браджа-бхули. Шрила Прабхупада Свами Махарадж был очень доволен ими.
#00:10:52#
[Шрила Гурудев цитирует стихи.]
Я пытался написать эти песни, наш Гуру был очень доволен. В этом источник моего удовлетворения и моего счастья.
Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Гаура Вилас Дас
1 ↑ «С каждым восходом и закатом солнце сокращает жизнь любого из нас, за исключением тех, кто все свое время посвящает обсуждению повествований о всеблагой Личности Бога» («Шримад-Бхагаватам», 2.3.17).
Наверх